Иванова, Л. Л. Литературный перекресток : размышления о классике и современности : монография / Людмила Иванова ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2008. –151 с.

прежде всего от жестокой «двурушной» судьбы, которая свободу, как вопль (или песню?), дарует лишь на мгновения. В «подполье» не живут - прозябают. Разговор о «баньке» наводит на мысль об одном из самых таинст­ венных фигур из мира Достоевского - Свидригайлове. Не случайно Арка­ дия Ивановича преследовала мысль о том, что все поиски вечной и спра­ ведливой жизни в. итоге обернутся для человечества полным обманом. И вместо желанного —«огромного, огромного» - перед человеком после его многострадального земного существования предстанет «одна комнатка, эдак вроде деревенской бани, закоптелая, а по всем углам пауки, и вот и вся вечность». Здесь не просто предметное или тематическое родство — здесь гораздо больше! Соотнесенность этих «банек» намного загадочней и глубже. Герой Высоцкого побаивается в баньке не отмыться, Свидригай- лов —в баньке оказаться. Их объединяет та итоговая по судьбе «комнатка», где не исполнятся надежды и упования на нечто настоящее. Почему так? Думается, потому, что настоящее дается человеку по вере. А веры-то в «подпольном» и атеистическом мире нет. Есть только злость, присущая раздраженному критическому уму. Миру предъявляется ярость! Это она со временем (в эпоху безвременья) овладела щедро одаренной, но трагически не реализованной натурой. Герой Высоцкого и Аркадий Иванович Свидригайлов в чем-то одно­ го поля ягоды. В них один масштаб Личности. И в том и в другом добро соседствует со злом самым невероятным, парадоксальным образом. Сходст­ во налицо, но есть и существенное различие: первый изломан, второй изв­ ращен. У героя Высоцкого не потеряны иллюзии творческого полета (пусть и на летящих в бездну конях!). Свидригайлов же выжжен, в его душе —ле­ денящая скука. Правда, он пусть слабо, но надеется на воскресение души любовью Дунечки. Но в такой «малости» и «милости» ему сурово отказа­ но. Остается смертельное «путешествие» в Америку —выстрел на мосту. Лирический герой Высоцкого находится в плену многих романтиче­ ских иллюзий. Он даже склонен верить, что его двойники совершают под­ лости только во сне, а не наяву («Дурацкий сон приснился мне»). Высоцкий, каким он предстает перед нами в совокупности своих по­ этических откровений (художественный мир), стоически игнорирует ску­ ку, избегает ее. Он предпочтет тоску, печаль, отчаяние, боль. Любой его асоциальный выверт, творческий эпатаж —вызов «мертвечине». Подполь­ ные герои Достоевского от «трупности» - то как раз и не избавлены. Их житейское плавание заканчивается весьма скверно. Удел «подпольного че­ ловека» - череда смертей близких, даже дорогих сердцу людей (например, «Кроткая»), душевное опустошение, близость к самоубийству («Записки из подполья» и др.). Персонажи Высоцкого живут назло «подпольным» об­ стоятельствам. Их принцип: «играют танго - я иду вприсядку». Об этом — жизнеутверждающем - качестве поэзии Высоцкого критиками сказано дос­ 59

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz