Иванова, Л. Л. Литературный перекресток : размышления о классике и современности : монография / Людмила Иванова ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2008. –151 с.
ривал советский а ндеграунд. Через Высоцкого общество так или иначе реализовывало свой духовный потенциал. Чем далее, тем более Высоцкий становился выразителем взглядов нем отствующего... большинства - по сути народа. Его стилистически несовершенные, но предельно искренние и метафорически красноречивые песни-исповеди «присваивались» (как это принято говорить в театре) практически всеми в нашей стране. Многие способны были ощутить себя таким вот «плохим хорошим человеком», ка ким умел предстать перед публикой негласный лидер 70-х гг. Он пел, как ругался и пел, как плакал... И то и другое —ругань и плачь - были необхо димы людям для очищения души от подлости и убожества жизни. Сам вы нужденно существующий по двойным стандартам, Высоцкий падал в бездну безверия в стремлении победить мрак искренностью порыва. Вся жизнь, личность, сама природа его таланта глубоко трагичны. Сегодня в этом уже не приходится сомневаться. Причем трагизм этот глу бок. В нем—философское содержание сродни шекспировскому. Самой эпо хой Высоцкий просто вынужден был по-гамлетовски сопротивляться на силию цинизма, пошлости. Причем не только вне, но и внутри самого себя. И ежесекундно решать для себя этот вечный вопрос: «Быть или не быть?» А если БЫТЬ, то каким и зачем? Формой сопротивления становились из девка, насмешка, ирония, экзистенциальный бунт одиночки. Наконец, даже истерика. От бессилия преодолеть чувство униженности (системой, «чер нью», мещанством духа), но в то же время и от «подпольного» превосход ства над всякого рода бездарностью. Высоцкий осознавал масштаб своего таланта и страдал от нереализованности. Замечательно о природе трагиче ского в судьбе Высоцкого рассуждает М.В. Моклица: «Чтобы отважиться на поход против мира, как это в свое время сделали по-разному и Достоев ский, и Ницше, и Шпенглер, нужно обладать не только мужеством, дерзо стью, силой и так далее. Нет, никаких качеств не хватит. Для этого необ ходимо иметь определенное психическое состояние, а именно: состояние затравленности, загнанности, полного, беспросветного отчаяния». Иссле довательница считает, что Высоцкий борется с социумом, но социум этот особого свойства: «безадресный, всемирный». Он-то и «победил все живое и отдельного человека... и держит в клетке, в загороди к а ж д о г о и н о х о д ц а , к а ж д о г о , к т о х о т ь ч е м - т о в ы д е л я е т с я и з т о л п ы». Это ли не состояние «подпольного» человека? Бунт без возмож ности победы и что важнее и трагичнее - без надежды на просветление. Об этом его знаменитая «Банька по-черному». В ней Высоцкий бук вально приказывает кому-то приложить все усилия для того, чтобы баня состоялась как праздник чистого и —хочется верить - свободного духа: «Топи! Кропи! Не спи! Вопи!» Кажется, должен состояться священнодей ственный ритуал преображения! Ан, нет... Сомнения не покидают паряще гося в баньке героя. Все хорошо - и пар, и белая рубаха... Но боится, что «не отмоется». И не только от тюремного срока, от наговоров. Не отмоется 58
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz