Иванова, Л. Л. Литературный перекресток : размышления о классике и современности : монография / Людмила Иванова ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2008. –151 с.

себя в нравственном тупике. Теряют способность различать «добро» и «зло». Лирический герой Высоцкого, как, допустим, Мармеладов или Пара­ доксалист из «Записок из подполья», вынужден открывать душу перед пер­ вым встречным, выплескивать жизненную тоску в залихватской песне — своего рода дневниковой «записке». Причем без малейшей надежды быть когда-либо опубликованным. Стихотворные монологи Высоцкого напоми­ нают излюбленные героями Достоевского речи в жанре «последнего слова». В них проявляется ничем неодолимое желание «висельников» хоть в одной «минуточке» да по «своей глупой воле пожить». Усугубляется трагизм бы­ тия «подпольного человека», и Гостем становится уже не легкомысленный Черт, а не в меру разговорчивый Палач. За ночным чаепитием он недву­ смысленно дает понять своей очередной жертве (не опознанный Палачом по невежеству Пугачев, к примеру), что специально затянет казнь. Важно, чтобы поэт успел высказаться перед смертью, ведь «приговоренный обла­ дает как никто свободой слова, то есть подлинной свободой». Человек, де­ лающий ставку на выживание, из инстинкта самосохранения будет помал­ кивать, притворяясь покорным. Только обреченный на смерть имеет право и на плевок, и на ругань. Жизнь предполагает трусливое прозябание, смерть дает раскрепощение и свободу: «И лопнула во мне терпенья жила». В такие «минуточки» рокового приближения к пропасти крайнего человеческого падения, оскорбления, насилия, смерти, наконец, герои Достоевского напрямую соприкасаются с тем, что и является настоящей жизнью. В ней есть шанс «по своей глупой воле пожить». Но вот Бога и его воли - божьей! —воли в такой жизни нет. Во всяком случае, она не ве­ дома атеистам. Не об этом ли сам Достоевский в размышлениях о сущно­ сти «подпольного человека»: «Я горжусь, что впервые вывел настоящего человека русского большинства и впервые разоблачил его уродливую и трагическую сущность. Трагизм состоит в сознании уродливости. <...> Только я один вывел трагизм “подполья”, состоящий в страдании, в само- казни, в сознании лучшего невозможности достичь его и, главное, в ярком убеждении этих несчастных, что и все таковы. Что может поддержать ис­ правляющихся? Награда? Вера? Награды - не от кого, веры —не в кого! Стало быть, не стоит и исправляться. Еще шаг отсюда —и вот крайний раз­ врат, преступление (убийство). Тайна» (Ф.М. Достоевский, Предисловие для «Подростка»). Близость Высоцкого к Достоевскому значительно глубже, чем она может показаться на первый, поверхностный взгляд. В его творчестве от­ разилось именно «подпольное» состояние духа в советском обществе, не предполагающем свободы ни в каком из ее проявлений. Дефицит правды «о времени и о себе» в социуме сказывался на каждом шагу. Песни Высоц­ кого эту правду обнаруживали. Корявую, искаженную, «подпольную» правду о мучающемся безверием человеке. Языком Высоцкого в несвободной по определению стране разгова­ 57

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz