Иванова, Л. Л. Литературный перекресток : размышления о классике и современности : монография / Людмила Иванова ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2008. –151 с.

отличие от умника Ивана Карамазова, персонажи Высоцкого первоначаль­ но не ведут с ними каких-либо заумных философских бесед. Во время «за­ поя от одиночества» они обычно рады общаться хоть с самим чертом. «Я не то чтоб чокнутый какой, но лучше —с чертом, чем с самим со­ бой...». Черт Высоцкого, как и положено его сословию, ругается матом, ле­ зет целоваться, виляет хвостом. Неприятно то, что он от природы общи­ тельному лирическому герою Высоцкого заменяет друзей. Черт зеркально отражает ту душевную пустоту, которой поэт с годами страшится все сильнее. Страшится, но не может избавиться. Более того, предпочитает пустоту какому бы то ни было социальному содержанию. Может быть, именно так, исподволь начинается болезнь души, раненной одиночеством, обидной, хамством пренебрежения таланта («В душе моей пустынная пус­ тыня»). С середины семидесятых Высоцкий бесстрашно - из одного стихо­ творения в другое - признается, что идти по Кривой или вниз катиться ему, увы, становится проще, чем воспарить духом над суетой. Бывают дни, я голову в такое пекло всуну, Что и Судьба попятится, испуганна, бледна, — Я как-то влил стакан вина для храбрости в Фортуну — С тех пор ни дня без стакана... («Песня о судьбе») Как человеку своей, во многом обделенной информацией (прежде всего, гуманитарной) эпохи Высоцкому часто не хватает философского знания, мировоззренческой опоры. Ни христианство, ни ницшеанство, ни экзистенциализм не имеют в советской России официального признания. С «умными книжками» Камю, Сартра, Бердяева, Набокова знакомятся опять же подпольно. Отсутствие философской подоплеки лишает «пья­ ненькие» или «бредовые» исповеди мятежного барда содержательной глу­ бины. Заметим, что часто он может поделиться со слушателями даже не словом, а хрипом, криком отчаяния. Мир Высоцкого в содержательном от­ ношении, конечно же, беднее мира Достоевского. Это не нужно специаль­ но доказывать. В стихах Владимира Семеновича, как в произведениях многих его талантливых современников, место Бога вакантно. И потому душа поэта мучается; вопросов в раздвоенном сознании больше, чем отве­ тов... Как в свое время Сергей Есенин, Высоцкий искренне готов к покая­ нию, но... Но в чем? Перед кем? Приход к вере, христианству для Высоц­ кого —человека своего времени - еще ох как проблематичен. В вопросах религии поэт склоняется к ироническому тону: «На бога уповали бедного, / Но теперь узнали, нет е г о - / Ныне. Присно и вовек веков! («Песня космиче­ ских негодяев»). Мир героев Высоцкого сравним с миром персонажей Достоевского: и там, и там идея божественного промысла подвергается со­ мнению, человеческие связи рвутся. И потому—неотвратимо душевное оди­ ночество. Оставшись наедине с самими собой, «подпольщики» ощущают 56

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz