Иванова, Л. Л. Литературный перекресток : размышления о классике и современности : монография / Людмила Иванова ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2008. –151 с.
И так нам захотелось ввысь, Что мы вчера перепились — И горьким думам вопреки Мы ели сладкие куски. («Мы все живем как будто, но...») При всех сложностях своего пребывания в мире заведомо ограни ченной свободы личности и слова Владимир Высоцкий не прочь испол нить высокую миссию «народного заступника». Совсем в духе Некрасова. Трудно спорить с тем, что его поэзии не чужд гражданский пафос. Высоц кий радеет за свое многострадальное отечество, тонко чувствует настрое ние народа и умеет разделить с ним и скорбь, и разгул. Некрасовская лира посещает его, но не она, на мой взгляд, определя ет своеобразие стихов Высоцкого. Может быть, сам того не осознавая в полной мере, Высоцкий как художник напрямую соприкасается с миром Федора Михайловича Достоевского. И это вполне закономерно. Лириче ски (субъективно) поэт как будто бы выйдет из «леса» жизни - запутанно го хаоса бытия, где боль оборачивается восхищением, а прозрение спаси тельной, казалось бы, истины неожиданно приводит человека к полному жизненному крушению. Парадоксы поведения любимых героев Достоев ского («Записки из подполья», «Скверный анекдот», «Братья Карамазовы» и др.) сродни парадоксальности существования Высоцкого-человека как в быту, так и в творчестве. Он и есть! Со всей своей душевной лирической щедростью, славой, актерскими байками, магнитофонными записями... И его... как бы нет. В силу различных причин, повлекших за собой офици альное замалчивание его поэзии, Высоцкий во многом становится олице творением русского духовного « подполья». Он оказывается вне принятой советской идеологией системы ценностей. Но при этом он и порождение ее. Противоядие. Противостояние. Оборотная сторона соцреалистической медали. Обладая мощным творческим потенциалом, поэт в отведенное ему историей время не может не ощущать себя трагически. Невыносимой ста новится общественная невостребованность. Зарождаются «черные мысли» о своей поэтической несостоятельности. Нельзя забывать о том, что Вы соцкий был чрезвычайно скромным и застенчивым от природы человеком. Он часто сомневался в своем успехе у публики, ведь при жизни у не го не было опубликовано ни строчки. Желание «сделать хорошее что-то» для всех сменяется горьким осознанием того, что пишет он исключительно для «себя самого». В этом смысле показательно стихотворение: «Надо с кем-то рассорить кого-то...». Высоцкий с немалым удовольствием сыграл бы в общественном соз нании роль «ратника». Но ему, по всей видимости, была уготована роль клоуна. Непризнанному официальными кругами барду самим временем «застоя» предназначалось транслировать в мир не благую, а дурную весть. Она о том, что истина в очередной раз искажена и до сути вещей и явлений — 54
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz