Иванова, Л. Л. Литературный перекресток : размышления о классике и современности : монография / Людмила Иванова ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2008. –151 с.
Наш путь не отмечен... Нам нечем... Нам нечем! Но помните нас! («Спасите наши души») Духовной экзальтацией Высоцкий, скорее всего, близок и творящему в эпоху российского безвременья Лермонтову. Их роднит мятежность чувств, душевная неустроенность, предельная субъективность пережива ния и как следствие этого - критическое отношение к бездействующему поколению, презрение к лживому маскараду, безликости толпы. Общие для Высоцкого и Лермонтова темы лежат на поверхности. Это и щемящий мотив одиночества, глубокого разочарования, «душевной невзгоды», и по иск идеального состояния духа, своего «ангела-хранителя», «Странная лю бовь» к Отчизне. Над судьбой того и другого, рожденных в эпоху безвре менья и застоя, дамокловым мечом нависает мысль о тщетности усилий, о параличе воли... В мире - тишь и безветрие, Чистота и симметрия, — Но душе моей - тягостно, И живу я безрадостно, — может мимоходом пожаловаться Высоцкий. Натренированное поэзией ухо тут же отметит перекличку со знаменитым шедевром Лермонтова —«Вы хожу один я на дорогу». А созвучие «Парусов»? В своем «Парусе» Высоцкий как будто пе режил желанную Лермонтову бурю. Его парус порван. Но наступил ли ис комый покой? Налицо только страстное, усиленное восклицаниями жела ние покаяния. Но учитывая эмоциональный накал одной из самых попу лярных в свое время песен Высоцкого, можно догадаться, что до смирения и тишины ему далеко. Не случайно у «Паруса» Высоцкого есть подзаголо вок «Песня беспокойства». Да, судьба простых обывателей советских семидесятых годов сродни судьбе поколения «водяного общества». Но при этом она намного проза ичнее, грубее. Исход тоски - не столько печоринская «странность» и экзи стенциальный бунт, сколько вынужденное слияние с миром пошлости. Лирический герой Высоцкого в силу разных причин всецело постигает це ну падению. Как «герой своего времени» его поэтический двойник (да чего уж греха таить - сам поэт!) может дойти до крайней точки опошления бы том, социумом. И при этом испытать душевное и телесное омерзение. В таких ситуациях измены самому себе, чувству меры и такта спасительной может оказаться только самоирония. Стремимся мы подняться ввысь — Ведь думы наши поднялись, - И там царят они, легки, Свободны, вечны, высоки. 53
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz