Иванова, Л. Л. Литературный перекресток : размышления о классике и современности : монография / Людмила Иванова ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2008. –151 с.

Наш путь не отмечен... Нам нечем... Нам нечем! Но помните нас! («Спасите наши души») Духовной экзальтацией Высоцкий, скорее всего, близок и творящему в эпоху российского безвременья Лермонтову. Их роднит мятежность чувств, душевная неустроенность, предельная субъективность пережива­ ния и как следствие этого - критическое отношение к бездействующему поколению, презрение к лживому маскараду, безликости толпы. Общие для Высоцкого и Лермонтова темы лежат на поверхности. Это и щемящий мотив одиночества, глубокого разочарования, «душевной невзгоды», и по­ иск идеального состояния духа, своего «ангела-хранителя», «Странная лю­ бовь» к Отчизне. Над судьбой того и другого, рожденных в эпоху безвре­ менья и застоя, дамокловым мечом нависает мысль о тщетности усилий, о параличе воли... В мире - тишь и безветрие, Чистота и симметрия, — Но душе моей - тягостно, И живу я безрадостно, — может мимоходом пожаловаться Высоцкий. Натренированное поэзией ухо тут же отметит перекличку со знаменитым шедевром Лермонтова —«Вы­ хожу один я на дорогу». А созвучие «Парусов»? В своем «Парусе» Высоцкий как будто пе­ режил желанную Лермонтову бурю. Его парус порван. Но наступил ли ис­ комый покой? Налицо только страстное, усиленное восклицаниями жела­ ние покаяния. Но учитывая эмоциональный накал одной из самых попу­ лярных в свое время песен Высоцкого, можно догадаться, что до смирения и тишины ему далеко. Не случайно у «Паруса» Высоцкого есть подзаголо­ вок «Песня беспокойства». Да, судьба простых обывателей советских семидесятых годов сродни судьбе поколения «водяного общества». Но при этом она намного проза­ ичнее, грубее. Исход тоски - не столько печоринская «странность» и экзи­ стенциальный бунт, сколько вынужденное слияние с миром пошлости. Лирический герой Высоцкого в силу разных причин всецело постигает це­ ну падению. Как «герой своего времени» его поэтический двойник (да чего уж греха таить - сам поэт!) может дойти до крайней точки опошления бы­ том, социумом. И при этом испытать душевное и телесное омерзение. В таких ситуациях измены самому себе, чувству меры и такта спасительной может оказаться только самоирония. Стремимся мы подняться ввысь — Ведь думы наши поднялись, - И там царят они, легки, Свободны, вечны, высоки. 53

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz