Иванова, Л. Л. Литературный перекресток : размышления о классике и современности : монография / Людмила Иванова ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2008. –151 с.

тургия), сходство общественного и бытового поведения (тот и другой во мнении «черни» —праздные повесы), трагизм судьбы. В Высоцком, как и в Пушкине, ясный русский ум - понимание «при­ чин и следствий» - сочетается с предельной эмоциональностью, душевной расточительностью, неисчерпаемостью творческой энергии. Их бесспорная гениальность взросла на «каменистой почве» Отечества, они «энциклопе­ дически» вобрали в себя современность и отразили ее как в романтическом свободолюбии, так и в социально-бытовых реалиях. Как и Пушкин, Вы­ соцкий открыл своим слушателям их же собственную страну. И выработал, если можно так сказать, некую шкалу ценностей. Высоцкий явил пример отношения современного человека к происходящему —иронического, па­ фосного, интимно-лирического. Под его пером и в его голосе состоялись и драма, и трагедия, и юмористическая феерия советской жизни. Высоцкий и Пушкин - визитная поэтическая карточка страны. Первый - России XIX века, второй —Советского Союза. Они кумиры и из­ бранники, ценимые прежде всего за искренность и правдивость творчест­ ва. Поэты знали славу при жизни. Смерть их стала всенародным потрясе­ нием. К памяти о них вряд ли «зарастает народная тропа». Но несправедливо видеть в Высоцком поэтического двойника Пуш­ кина, его слепого подражателя. Поэт прекрасно осознавал, что время авто­ ра «Евгения Онегина» исторически безвозвратно ушло. Неосмотрительно и бездарно в новой - социалистической! - реальности кормиться крохами с пушкинского стола: его идеалами, открытиями, образами. Уютно, но не­ дальновидно считать Александра Сергеевича «вечно живым», безошибоч­ но отвечающим якобы на все вопросы УЖЕ нашего (а не только СВОЕГО) времени. Задача следующих за первым русским поэтом собратьев по перу - не только наследовать пушкинские традиции, но по мере сил попы­ таться самим стать новым ярким поэтическим феноменом. Повторить масштаб гениальности. А это значит - поставить важные, судьбоносные для своего времени вопросы и попытаться на них художественно ответить. Рассуждая о пушкинском присутствии в лирике Высоцкого, нельзя выпустить из внимания тот факт, что первоначально советский бард реши­ тельно открещивается от пушкинского Лукоморья. Вспомним всем хорошо известную «Антисказку»: В общем, значит, не секрет: Лукоморья больше нет, — Все про что писал поэт, — Это — бред. Не значит ли это, что поэтам XX века необходимо открыть и предъя­ вить читателю свою заповедную землю. Такие, как Высоцкий, привлекают экзистенциальной готовностью жить живой жизнью, не прятаться за хре­ стоматийное прошлое. Они прорываются в современность и этим интерес­ ны, от этого непредсказуемы - сиюминутны. 52

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz