Иванова, Л. Л. Литературный перекресток : размышления о классике и современности : монография / Людмила Иванова ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2008. –151 с.
тургия), сходство общественного и бытового поведения (тот и другой во мнении «черни» —праздные повесы), трагизм судьбы. В Высоцком, как и в Пушкине, ясный русский ум - понимание «при чин и следствий» - сочетается с предельной эмоциональностью, душевной расточительностью, неисчерпаемостью творческой энергии. Их бесспорная гениальность взросла на «каменистой почве» Отечества, они «энциклопе дически» вобрали в себя современность и отразили ее как в романтическом свободолюбии, так и в социально-бытовых реалиях. Как и Пушкин, Вы соцкий открыл своим слушателям их же собственную страну. И выработал, если можно так сказать, некую шкалу ценностей. Высоцкий явил пример отношения современного человека к происходящему —иронического, па фосного, интимно-лирического. Под его пером и в его голосе состоялись и драма, и трагедия, и юмористическая феерия советской жизни. Высоцкий и Пушкин - визитная поэтическая карточка страны. Первый - России XIX века, второй —Советского Союза. Они кумиры и из бранники, ценимые прежде всего за искренность и правдивость творчест ва. Поэты знали славу при жизни. Смерть их стала всенародным потрясе нием. К памяти о них вряд ли «зарастает народная тропа». Но несправедливо видеть в Высоцком поэтического двойника Пуш кина, его слепого подражателя. Поэт прекрасно осознавал, что время авто ра «Евгения Онегина» исторически безвозвратно ушло. Неосмотрительно и бездарно в новой - социалистической! - реальности кормиться крохами с пушкинского стола: его идеалами, открытиями, образами. Уютно, но не дальновидно считать Александра Сергеевича «вечно живым», безошибоч но отвечающим якобы на все вопросы УЖЕ нашего (а не только СВОЕГО) времени. Задача следующих за первым русским поэтом собратьев по перу - не только наследовать пушкинские традиции, но по мере сил попы таться самим стать новым ярким поэтическим феноменом. Повторить масштаб гениальности. А это значит - поставить важные, судьбоносные для своего времени вопросы и попытаться на них художественно ответить. Рассуждая о пушкинском присутствии в лирике Высоцкого, нельзя выпустить из внимания тот факт, что первоначально советский бард реши тельно открещивается от пушкинского Лукоморья. Вспомним всем хорошо известную «Антисказку»: В общем, значит, не секрет: Лукоморья больше нет, — Все про что писал поэт, — Это — бред. Не значит ли это, что поэтам XX века необходимо открыть и предъя вить читателю свою заповедную землю. Такие, как Высоцкий, привлекают экзистенциальной готовностью жить живой жизнью, не прятаться за хре стоматийное прошлое. Они прорываются в современность и этим интерес ны, от этого непредсказуемы - сиюминутны. 52
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz