Иванова, Л. Л. Литературный перекресток : размышления о классике и современности : монография / Людмила Иванова ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2008. –151 с.

эта, так как во многом была спровоцирована его личностным темперамен­ том. Высоцкий до конца (и здесь уместно слово —гениально!) сумел реали­ зовать в своем творчестве маету «героя своего времени» —маргинала, по­ эта, бунтаря. В этом он солидаризируется с целой плеядой честных писате­ лей 60-70-х гг.: Трифоновым, Шукшиным, Вампиловым, Битовым, Евту­ шенко... В содержательном отношении это творческое поколение оригиналь­ но, независимо. Можно даже подумать —самодостаточно. Молодые «семи­ десятники» пишут, вроде бы, не оглядываясь на опыт классического на­ следия. Их всецело захватывает современность. К ней предъявляют они поэтический и нравственный счет. На сюжетах и героях не лежит, казалось бы, ни печоринский, ни онегинский отпечаток. Это либо творческая мос­ ковская интеллигенция, запутавшаяся в своих меркантильных интересах (Трифонов «Московские повести»), либо деревенские «чудики» (рассказы Шукшина), либо городские «бездельники» (А. Битов «Аптекарский ост­ ров», А. Вампилов «Утиная охота»). Их поведение объясняется советским временем, они порождение той среды, которая сформировалась при «тор­ жестве марксистско-ленинской идеологии». В литературе семидесятых го­ дов появляется амбивалентный антигерой, вполне узнаваемый, вписывае­ мый в «предлагаемые обстоятельства» брежневской эпохи застоя. До Пушкина ли? Можно ли увидеть в творчестве семидесятников толстовские традиции? Влияние идей Достоевского? Или «век нынешний» и «век ми­ нувший» навсегда разъединены шрамом революции и гражданской войны, событиями Великой Отечественной. Впечатление культурной изоляции поколения Вампилова, Высоцко­ го, Петрушевской и Битова, к счастью, ложное. Тоненькие, почти пунк­ тирные линии художественной традиции связывают-таки писателей и по­ этов разных исторических эпох. Сегодня - их XXI века - их поэтическое единство все более очевидно. Маргинальность художников 70-х гг. про­ шлого столетия прочитывается как перманентно присущее русскому мен­ талитету бунтарства духа. А это - прямой путь достижения желанной рус­ скому человеку свободы - внутренней прежде всего. Вспоминается неза­ висимость печоринского нрава, разрушающая основы привычного дворян­ ского быта неподотчетность традиции Базарова, полнота душевной жизни при абсолютном внешнем бездействии Обломова, «босяки» Горького... При таком повороте темы имя Высоцкого, бесспорно, встает в один худо­ жественный ряд с именами его гениальных предшественников: русских классиков. В высоцковедении с именем поэта чаще всего проводятся параллели творчества Высоцкого с поэзией А.С. Пушкина. Понять такое сопоставле­ ние можно. Налицо всенародный масштаб личности поэтов, многогранно­ стью творческого самовыражения (поэзия, проза, актерство, кинодрама­ 51

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz