Иванова, Л. Л. Литературный перекресток : размышления о классике и современности : монография / Людмила Иванова ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2008. –151 с.
эта, так как во многом была спровоцирована его личностным темперамен том. Высоцкий до конца (и здесь уместно слово —гениально!) сумел реали зовать в своем творчестве маету «героя своего времени» —маргинала, по эта, бунтаря. В этом он солидаризируется с целой плеядой честных писате лей 60-70-х гг.: Трифоновым, Шукшиным, Вампиловым, Битовым, Евту шенко... В содержательном отношении это творческое поколение оригиналь но, независимо. Можно даже подумать —самодостаточно. Молодые «семи десятники» пишут, вроде бы, не оглядываясь на опыт классического на следия. Их всецело захватывает современность. К ней предъявляют они поэтический и нравственный счет. На сюжетах и героях не лежит, казалось бы, ни печоринский, ни онегинский отпечаток. Это либо творческая мос ковская интеллигенция, запутавшаяся в своих меркантильных интересах (Трифонов «Московские повести»), либо деревенские «чудики» (рассказы Шукшина), либо городские «бездельники» (А. Битов «Аптекарский ост ров», А. Вампилов «Утиная охота»). Их поведение объясняется советским временем, они порождение той среды, которая сформировалась при «тор жестве марксистско-ленинской идеологии». В литературе семидесятых го дов появляется амбивалентный антигерой, вполне узнаваемый, вписывае мый в «предлагаемые обстоятельства» брежневской эпохи застоя. До Пушкина ли? Можно ли увидеть в творчестве семидесятников толстовские традиции? Влияние идей Достоевского? Или «век нынешний» и «век ми нувший» навсегда разъединены шрамом революции и гражданской войны, событиями Великой Отечественной. Впечатление культурной изоляции поколения Вампилова, Высоцко го, Петрушевской и Битова, к счастью, ложное. Тоненькие, почти пунк тирные линии художественной традиции связывают-таки писателей и по этов разных исторических эпох. Сегодня - их XXI века - их поэтическое единство все более очевидно. Маргинальность художников 70-х гг. про шлого столетия прочитывается как перманентно присущее русскому мен талитету бунтарства духа. А это - прямой путь достижения желанной рус скому человеку свободы - внутренней прежде всего. Вспоминается неза висимость печоринского нрава, разрушающая основы привычного дворян ского быта неподотчетность традиции Базарова, полнота душевной жизни при абсолютном внешнем бездействии Обломова, «босяки» Горького... При таком повороте темы имя Высоцкого, бесспорно, встает в один худо жественный ряд с именами его гениальных предшественников: русских классиков. В высоцковедении с именем поэта чаще всего проводятся параллели творчества Высоцкого с поэзией А.С. Пушкина. Понять такое сопоставле ние можно. Налицо всенародный масштаб личности поэтов, многогранно стью творческого самовыражения (поэзия, проза, актерство, кинодрама 51
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz