Иванова, Л. Л. Литературный перекресток : размышления о классике и современности : монография / Людмила Иванова ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2008. –151 с.

туры 50-60-х годов. Но в нём (не без труда, разумеется) узнаются черты «лишних людей» прошлого столетия (Чацкий - Печорин - Обломов). И тем не менее «зиловщина» —явление современной драматургу действи­ тельности. Это духовная болезнь нашего времени. Её симптомы - в отсут­ ствии стержня личности. Зилов амбивалентен и маргинален, в нём нет основ и корней, всерьёз привязывающих его к чему-либо или к кому- нибудь. Он ничем - даже жизнью —по-настоящему не дорожит. И в этом горькая правда его реальности, его удесятерённой исторически «постсам- гинской» трагической пустоты. Зилов вынужден (причины этого глубоки) плыть по течению. Отсюда - боль и неудовлетворённость, тоска и истерика. О той же тоске не устаёт в своих песнях говорить и Владимир Вы­ соцкий. Повседневность притупляет чувства, сводит на нет душевные по­ рывы. Вопрос смысла жизни оказывается центральным духовным вопро­ сом времени. Ответу на гамлетовский вопрос «быть или не быть?» и «ка­ ким быть?», по сути, посвящены все биографические стихи поэта (циклы «Мой Гамлет», «Бег иноходца» и другие). Показательна песня Высоцкого «Две судьбы». В ней, в иносказатель­ ной форме, представлена история соглашательства героя с нечистой силой. А причина поражения героя в том, что человек «рули да вёсла бросил», что плывёт уже давно «куда глаза глядели, —по течению». Отсюда —презрение к самому себе, видящему в жизни лишь одну радость - «брагу кушаю». В песне «Две судьбы» Высоцкий находит для своего героя выход: ценой ду­ шевного усилия он выбирается из «гиблого места». И финал стихотворе­ ния почему-то до боли напоминает мечту Зилова об «утиной охоте»: с её помощью он надеялся вырваться из сложившегося жизненного тупика. Огляделся —лодка рядом, — А за мною по корягам, дико охая, Припустились, подвывая, Две судьбы мои —Кривая да Нелёгкая. Грёб до умопомраченья. Правил против ли теченья, на стремнину ли, — А Нелёгкая с Кривою От досады, с перепою там и сгинули! В «Утиной охоте» происходит полное крушение псевдоценностей, по сути - иллюзий. И даже самая сокровенная мечта - мечта об «утиной охоте», свободе от надоевшего быта - в итоге оборачивается трагифарсом. Нельзя не вспомнить, что тема охоты - одна из ведущих и в творче­ стве Высоцкого. Но было бы слишком прямолинейно усматривать в этом символе только жестокость, стремление к подавлению всего живого и са­ 47

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz