Иванова, Л. Л. Литературный перекресток : размышления о классике и современности : монография / Людмила Иванова ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2008. –151 с.

В жизни и судьбе вампиловских персонажей, как в мире Достоевско­ го или Чехова, всегда борются противоречивые силы. Одна из них - сила инерции окружающей среды, сила пошлости, - сила губительная. Другая - сила живой человеческой души сила спасающая. Жизнь оказывается одновременно «плохой» и «хорошей», а эстетика вампиловских пьес явно тяготеет к трагикомедии. И нет никакой гарантии, что душа (очень хрупкая организация) всегда будет способна в одиночку преодолеть не располагающую к духовному росту «провинциальную» сре­ ду. Катастрофа, крушение важных человеческих ценностей угадывались в каждой вампиловской пьесе, сообщая всему творчеству привкус тревоги. Высоцкий тоже много пишет и поёт про обыкновенную современную ему жизнь. Содержание и колорит его произведений чаще всего узнаваемы демократической неофициальной аудиторией. Показательны его жанровые зарисовки, спортивный цикл, весь калейдоскоп аллегорических юмористи­ ческих песен. Один только «Диалог у телевизора» позволяет достаточно полно судить о быте 70-х гг. с его «провинциальной» сосредоточенностью на пошлой мишуре. Но пошлость эта в силу многих причин становилась житейским уделом большинства, и поэтому песня воспринималась с радо­ стью узнавания типических характеров в типических обстоятельствах. А у тебя, ей-богу, Вань, Ну все друзья - такая рвань И пьют всегда в такую рань Такую дрянь! —Мои друзья —хоть не в болонии, Зато не тащут из семьи, — А гадость пьют — из экономии: Хоть поутру — да на свои! Невольно вспоминаются пьеса Вампилова «Провинциальные анекдо­ ты», её герои - собутыльники и фраза, брошенная в упрёк всей «провин­ ции» гастролирующим в глубинке скрипачом: «В этом городе никто, кро­ ме старух и вундеркиндов, не посещает концертов. А интеллигентные лю­ ди вместо того, чтобы заботиться о культуре, пьют водку и стараются во что бы то ни стало удивить белый свет». Известно, сколько шума в среде литературной критики наделала в семидесятые годы вампиловская «Утиная охота». Образ Зилова получил самые противоречивые оценки в критике, а сама пьеса —полярные интер­ претации на сцене. Важно увидеть в Зилове его парадоксальность, психологическую не­ однозначность, при всём внешнем легкомыслии - глубину нешуточного душевного страдания. Положение Зилова и в ситуации пьесы (по сути, он в нашей литературе очередной «живой труп»), и - что особенно важно - в жизни вообще одновременно трагично и нелепо. Зилов (его психологиче­ ский и социальный тип) —герой не традиционный для советской литера­ 46

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz