Иванова, Л. Л. Литературный перекресток : размышления о классике и современности : монография / Людмила Иванова ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2008. –151 с.
деле, и каждый по мере своих сил и возможностей должен творить, чтобы самое лучшее, что было в нём, осталось после него. Поэтому и сочиняю». Они, действительно, сочиняли п о э т о м у и честно пытались не солгать «ни единою буквой». В биографиях известного столичного барда и скромного иркутского драматурга много общего. Вампилов родился в три дцать седьмом году в сибирском посёлке Кутулик, Высоцкий годом позже —в Москве. Тот и другой прошли через «благонадёжный» сталин ский стандарт среднего, а потом и мало меняющегося высшего отечест венного образования. Но им, как и многие в те годы, не ограничились. Ув лекались «непрограммной» литературой, театром, поэзией. Жадно искали самовыражения в творчестве: Высоцкий - на любительской сцене, Вампи лов - в газетах-малотиражках. В двадцатилетием возрасте пережили историческую «оттепель», на дежды на «светлое будущее». И у того, и у другого рано наступило про зрение. Вампилов и Высоцкий, в отличие от своих более старших товари щей и учителей (Розов, Арбузов, Ефремов и другие), выразили в своём творчестве уже не период радужных ожиданий, а горькую реальность стагнации. Разбежавшись в «коммунистическое далёко», наше общество, как известно, в середине шестидесятых годов споткнулось о разного рода вольнодумие и... благополучно успокоилось, строго соблюдая идеологи ческие границы допустимого политической цензурой. Воспитанные на умных книжках, шестидесятники сначала растеря лись, потом принялись за трудную и опасную работу - продолжали говорить людям правду. С середины 60-х до самых первых лет перестройки искус ство оставалось почти единственным источником «кислорода» в обществе. Вампилов и Высоцкий - оба - из ряда блистательных художествен ных авторитетов того времени. Их много. Но имя им - не легион. Каждый уникален. Каждый - Личность, сумевшая привнести в общество м ы с л ь , нашедшую яркое, часто иносказательное воплощение. Это тема особого и серьёзного разговора. Парадокс «застоя» заключался, однако же, в том, что содержательная личность оказывалась в обществе НЕДОвостребованной, до конца не реа лизованной. Отсюда —драматизм и даже трагедия многих известных лю дей. С одной стороны, такие художники, как Вампилов или Высоцкий, не могли не появиться, а с другой —они вынуждены были приспосабливаться к идеологическим рамкам дозволенного. Весь потенциал их личности был устремлён в духовные сферы бытия, а время удерживало их в границах ориентиров в лучшем случае на «нравственную проблематику». Вот отку да это страдальческое осмысление собственной недосказанности. Или не понятое™ себя другими. Об этом - известное стихотворение В. Высоцкого «Прерванный полёт»: Он начал робко с ноты “до ”, Но не допел её, не до... 44
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz