Иванова, Л. Л. Литературный перекресток : размышления о классике и современности : монография / Людмила Иванова ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2008. –151 с.

Раздел 2. СЛЕДСТВИЕ И СЛЕДОВАНИЕ ВЛАДИМИР ВЫСОЦКИЙ «Мы на роли героев вводили себя» (Высоцкий и Вампилов) Конь на скаку и птица влёт, - По чьей вине?.. В. Высоц «Прерванный полёт», 1973 Влёт - бей быстро, но опять же полное равнодушие. А. Вампилов «Утиная охота», 1968 Вампилов и Высоцкий... В истории отечественной культуры второй половины двадцатого столетия эти имена, безусловно, должны стоять ря­ дом. Тот и другой определили собой время, а проще - среду, в которой сложились и реализовались т а к и н а с т о л ь к о , насколько позволила им выпавшая на их долю пресловутая эпоха застоя. Вампилов писал одна­ жды: «...Среда —это мы сами. Мы, взятые все вместе. А если так, то разве не среда каждый из нас в отдельности. Да, выходит, среда - это то, как ка­ ждый из нас работает, ест, пьёт, что каждый из нас любит и чего не любит, во что верит и чему не верит, и, значит, каждый может спросить самого се­ бя со всей строгостью: что в моей жизни, в моих мыслях, в моих поступках есть такого, что дурно отражается на других людях? Спросить, ответить на этот вопрос, а потом жить по-новому? Как просто! Как легко на словах и как нелегко на деле». И Вампилов, и Высоцкий поверяли судьбу трудными вопросами гам­ летовского толка. Для них жить означало быть, состояться как личность. В «Балладе о борьбе» (1975) В. Высоцкий чётко определил устрем­ ления своего поколения, выросшего «средь оплывших свечей и вечерних молитв, // Средь военных трофеев и мирных костров...». Молитв, впрочем, практически не было, а вот «нужных книг» оказалось много. Высоцкий и Вампилов росли «книжниками», по сути - идеалистами. Их идеализм часто шёл вразрез со страшными реалиями отечественной истории, но именно шестидесятники искренне пытались выдавать желаемое за действительное. Вместе с книгами они усваивали особое романтическое мироощущение, ос­ новой которого становились доброта и доверие к людям. Без этих началь­ ных-фундаментальных!-качеств нет и героев нашей статьи. При всех кол­ лизиях своей творческой биографии Вампилов, пожалуй, до конца своих дней был готов подписаться под словами своего любимого героя Сарафа- нова («Старший сын»): «Каждый человек родится творцом, каждый в своём 43

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz