Иванова, Л. Л. Литературный перекресток : размышления о классике и современности : монография / Людмила Иванова ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2008. –151 с.

ружающими и гарантией материального обеспечения (хороший паек, на­ пример). Партийный «активист», без особых энергетических затрат стано­ вясь «всем», по сути оставался вчерашним «рабом», слепым исполнителем еще более высокой, но, увы, такой же бюрократически мертвой власти. «Активисты», какими они изображены в художественном мире пла­ тоновского «Котлована», ненавистны и рабочему классу, и духовно бога­ тым интеллигентам, и даже друг другу. Их не любят, в них не верят, с ни­ ми не дружат. Но они превозмогают эту всеобщую ненависть к себе, так как приобретают тот административно-партийный статус, который позво­ ляет обособиться от человеческого общества и в этом искусственном обо­ соблении почувствовать убогую гордость за свою ограниченную бюрокра­ тическую власть. Известно, что трилогия А. Платонова долгое время была запрещена и потому не публиковалась. Нетрудно угадать причину запрета: писатель увидел главный дефект нового общества - стремительно размножающего­ ся человека-оборотня, омертвляющего одним фактом своего существова­ ния живой революционный дух. Не формальное следование коммунистической «букве», а гениальное полноценное развитие Личности требовалось в первые годы социалистиче­ ского строительства. Нужны были такие условия, при которых «поймет человек все и будет навсегда свободен. Все стены падут перед ним; и он, наконец, воскреснет, ибо настоящей жизни еще нет». Ее не было, по мне­ нию А Платонова, в 20-30-х гг. Ее —настоящей —увы, нет и сегодня. Ду­ ховный свет, идущий от революционных идеалов (к ним, бесспорно, мож­ но отнести первых революционеров-интеллигентов, первых искренне ве­ рующих в коммунизм героев-комсомольцев, коммунистов-борцов против эксплуатации и бесправия людей. Таких имен немало, они, по мнению ав­ тора статьи, святы), ослабевает. Эгоистические, по сути потребительские, желания жадно овладевают духовно ограниченными, непросветленными культурой и образованием людьми. Но не новую кровь потребует от настоящих и будущих коммунистов по духу грядущая революция. Она мощно заявит о приоритете Личности, которая - и здесь нельзя не согласиться с известным философом XX века Н. Бердяевым - «будет лишь в том случае, если он есть духовное сущест­ во, иначе вообще человека нет, а есть лишь общественная функция. Чело­ век в своем измерении глубины причастен не только времени, но и вечно­ сти». Думается, А. Платонов в силу гениальной первозданности своего та­ ланта близок к такому пониманию коммунизма, который по своей идее хо­ тел бы осуществить не только справедливость, но и братство в человече­ ских отношениях. Удастся ли когда-нибудь? И какой ценой? Об этом стоит задуматься в наше нелегкое время нашим столько уже пережившим коммунистам и их яростным оппонентам. 42

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz