Иванова, Л. Л. Литературный перекресток : размышления о классике и современности : монография / Людмила Иванова ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2008. –151 с.
ружающими и гарантией материального обеспечения (хороший паек, на пример). Партийный «активист», без особых энергетических затрат стано вясь «всем», по сути оставался вчерашним «рабом», слепым исполнителем еще более высокой, но, увы, такой же бюрократически мертвой власти. «Активисты», какими они изображены в художественном мире пла тоновского «Котлована», ненавистны и рабочему классу, и духовно бога тым интеллигентам, и даже друг другу. Их не любят, в них не верят, с ни ми не дружат. Но они превозмогают эту всеобщую ненависть к себе, так как приобретают тот административно-партийный статус, который позво ляет обособиться от человеческого общества и в этом искусственном обо соблении почувствовать убогую гордость за свою ограниченную бюрокра тическую власть. Известно, что трилогия А. Платонова долгое время была запрещена и потому не публиковалась. Нетрудно угадать причину запрета: писатель увидел главный дефект нового общества - стремительно размножающего ся человека-оборотня, омертвляющего одним фактом своего существова ния живой революционный дух. Не формальное следование коммунистической «букве», а гениальное полноценное развитие Личности требовалось в первые годы социалистиче ского строительства. Нужны были такие условия, при которых «поймет человек все и будет навсегда свободен. Все стены падут перед ним; и он, наконец, воскреснет, ибо настоящей жизни еще нет». Ее не было, по мне нию А Платонова, в 20-30-х гг. Ее —настоящей —увы, нет и сегодня. Ду ховный свет, идущий от революционных идеалов (к ним, бесспорно, мож но отнести первых революционеров-интеллигентов, первых искренне ве рующих в коммунизм героев-комсомольцев, коммунистов-борцов против эксплуатации и бесправия людей. Таких имен немало, они, по мнению ав тора статьи, святы), ослабевает. Эгоистические, по сути потребительские, желания жадно овладевают духовно ограниченными, непросветленными культурой и образованием людьми. Но не новую кровь потребует от настоящих и будущих коммунистов по духу грядущая революция. Она мощно заявит о приоритете Личности, которая - и здесь нельзя не согласиться с известным философом XX века Н. Бердяевым - «будет лишь в том случае, если он есть духовное сущест во, иначе вообще человека нет, а есть лишь общественная функция. Чело век в своем измерении глубины причастен не только времени, но и вечно сти». Думается, А. Платонов в силу гениальной первозданности своего та ланта близок к такому пониманию коммунизма, который по своей идее хо тел бы осуществить не только справедливость, но и братство в человече ских отношениях. Удастся ли когда-нибудь? И какой ценой? Об этом стоит задуматься в наше нелегкое время нашим столько уже пережившим коммунистам и их яростным оппонентам. 42
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz