Иванова, Л. Л. Литературный перекресток : размышления о классике и современности : монография / Людмила Иванова ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2008. –151 с.
нависти способны искалечить друг друга «просто так», не преследуя при этом даже корыстной эгоистической цели. Несправедливо было бы утверждать, что Андрей Платонов создает свои произведения (прежде всего «Котлован») лишь для того, чтобы убе дить читателя: революция породила чудовищ! Писатель далек от злорадст ва. Ему, скорее, горько и стыдно о того, что революционный дух оказался бессильным перед бюрократизмом казарменной социалистической власти. Религиозность сознания первых революционеров-одиночек сменилась аб солютной бездуховностью поведения представителей партийного аппарата власти - так называемых «активистов». В одной из своих статей А. Платонов писал так: «Если мы хотим раз рушить религию и сознаем, что это надо сделать непременно, так как ком мунизм и религия несовместимы, то народу надо дать вместо религии не меньше, а больше, чем религия». «Массы» в их первозданном, почти «жи вотном» состоянии не одухотворены ни верой, ни знанием, ни любовью. Они именно «пустота», «шлак», не пробужденная к свету сила. Кто одарит их духом? Хватит ли сверхсил у «посвященных» в коммунизм духовных лидеров обратить в новую веру миллион только «жующих», «спящих», ме ханически работающих людей? В этом одна из самых трудных задач революции. Воспитание нового человека потребовало колоссальной траты энергии людей-гениев. К таким личностям можно отнести выдающихся художников, педагогов, врачей эпо хи социалистического строительства. Но их искрящейся гениальности, увы, не хватило на всех. И не надо торопиться винить в этом сами социалистиче ские идеи. Они по-своему справедливы, выстраданы людьми, воспеты в на родном творчестве. Дело именно в невозможности «перенапряжения» сра зу для всех. В социалистическом обществе уже на первых порах его суще ствования произошел кризис коммунистической веры, категорично потре бовавшей от человека максимальной, почти нечеловеческой траты своей душевной энергии. Такие, как Саша Дванов, могут очеловечить пустоту, но оживить «мертвое» многомиллионное тело они не в силах. Партийные бюрократы проигнорируют и дух, и душу, и больное тело вверенных в их власть людей. Они с готовностью подменят сложное жизненное содержа ние выгодной и немудреной формой. Не вдумываясь в гений замысла, они хмуро и зло будут требовать фактического его исполнения. Известное про рочество «Интернационала»: «Кто был ничем, тот станет всем» - испол нится, но весьма убого. «Стать всем» для многих революционных деятелей будет означать лишь стать начальником над подчиненными. Пробиться из трудовой безликой «массы» в «активисты» - заветная мечта жадных до власти и личной выгоды людей. Вспомним, что некоторые персонажи «Котлована» предпочитали образованию (учеба в вечерней школе) так на зываемую «партийную линию», которая, не требуя ни ума, ни души, ни та ланта, обеспечивала чувством административного превосходства над ок 41
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz