Иванова, Л. Л. Литературный перекресток : размышления о классике и современности : монография / Людмила Иванова ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2008. –151 с.
сказать, что «кусочки» Дванова в каждом из его товарищей. Но сам он — единственен и не имеет себе равных по щедрости и красоте сердца. Таким людям для личного счастья нужно чувство единства со «всем», это жадная потребность их коммунистических душ. Так Христос был способен к люб ви ко всем людям, к прощению каждой грешной души. Дванов может оду хотворить пустоту, для этого ему нужно лишь быть среди людей. Его лич ные силы не ограничены, пока он жив. Но пустота слишком обширна, лю дей, словно горох, рассыпанных по стране, слишком много. Дванов «окры лит» некоторых, но, увы, не всех. Так, не всех спасет Соня Мармеладова, не достучится в каждое серд це Алеша Карамазов. Так, не все прочтут священное писание или великие стихи, не каждая душа пробудится к молитве и подвигу. Но пример духа для жизни людей имеет колоссальное значение. Мало духовных учителей, но ученики призваны не предать с любовью внушенной им веры. Можно ли говорить об Учительстве и Ученичестве в трилогии Анд рея Платонова? И да, и нет. С одной стороны, неоспорим огромный энер гетический заряд, получаемый и участниками изображаемых событий, и читателями как от самого автора - безусловного носителя коммунистиче ской веры, так и от его любимых персонажей. Но с другой стороны, коли чественное преобладание в мире платоновских книг фигур другого - про тивоположного двановскому - склада настораживает и даже пугает. Оказавшись в звенящей пустоте послереволюционного мира, не все ощутили в своем сердце щемящую нежность к нищим телам и детским душам. Слишком многих одолела жадность, причем такая же природно неудержимая, как и нежность. Но это была не только естественная жад ность к еде, бытовому комфорту, вещам, соблазнительному женскому те лу, но и жадность к политической власти, карьере, к выгодному месту в удобной бюрократической структуре, специально подогнанной под воз можности ограниченного ума и потребности жадного сердца (брюха). Духовные одиночки (сыны коммунистической веры) и жадные карь еристы - два полюса в образной системе платоновской прозы. Есть еще се редина, так называемое «тело» народных «масс». Это, увы, еще не одухо творенное первыми и уже вовсю эксплуатируемое вторыми большинство. Не составляет большого труда найти на страницах платоновской трилогии бесконечное множество персонажей из этой телесной бесформенной мас сы. Кажется, что это одно огромное уродливое туловище, одни страшные жующие скудную пищу челюсти. Эти люди считают себя и воспринима ются бюрократами от партийного аппарата только как рабочая сила, год ная для бездумного рытья бесчисленных котлованов. Человек «массы» не осознает своей личной оригинальности, не доискивается до своего предна значения, не создает ни стихов, ни песен, не умеет любить ни ближнего, ни дальнего. Будучи неспособным дарить себя людям, он таит на них тупую злобу. «Человеческие туловища» (не люди!) в приливе необъяснимой не 40
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz