Иванова, Л. Л. Литературный перекресток : размышления о классике и современности : монография / Людмила Иванова ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2008. –151 с.

сказать, что «кусочки» Дванова в каждом из его товарищей. Но сам он — единственен и не имеет себе равных по щедрости и красоте сердца. Таким людям для личного счастья нужно чувство единства со «всем», это жадная потребность их коммунистических душ. Так Христос был способен к люб­ ви ко всем людям, к прощению каждой грешной души. Дванов может оду­ хотворить пустоту, для этого ему нужно лишь быть среди людей. Его лич­ ные силы не ограничены, пока он жив. Но пустота слишком обширна, лю­ дей, словно горох, рассыпанных по стране, слишком много. Дванов «окры­ лит» некоторых, но, увы, не всех. Так, не всех спасет Соня Мармеладова, не достучится в каждое серд­ це Алеша Карамазов. Так, не все прочтут священное писание или великие стихи, не каждая душа пробудится к молитве и подвигу. Но пример духа для жизни людей имеет колоссальное значение. Мало духовных учителей, но ученики призваны не предать с любовью внушенной им веры. Можно ли говорить об Учительстве и Ученичестве в трилогии Анд­ рея Платонова? И да, и нет. С одной стороны, неоспорим огромный энер­ гетический заряд, получаемый и участниками изображаемых событий, и читателями как от самого автора - безусловного носителя коммунистиче­ ской веры, так и от его любимых персонажей. Но с другой стороны, коли­ чественное преобладание в мире платоновских книг фигур другого - про­ тивоположного двановскому - склада настораживает и даже пугает. Оказавшись в звенящей пустоте послереволюционного мира, не все ощутили в своем сердце щемящую нежность к нищим телам и детским душам. Слишком многих одолела жадность, причем такая же природно­ неудержимая, как и нежность. Но это была не только естественная жад­ ность к еде, бытовому комфорту, вещам, соблазнительному женскому те­ лу, но и жадность к политической власти, карьере, к выгодному месту в удобной бюрократической структуре, специально подогнанной под воз­ можности ограниченного ума и потребности жадного сердца (брюха). Духовные одиночки (сыны коммунистической веры) и жадные карь­ еристы - два полюса в образной системе платоновской прозы. Есть еще се­ редина, так называемое «тело» народных «масс». Это, увы, еще не одухо­ творенное первыми и уже вовсю эксплуатируемое вторыми большинство. Не составляет большого труда найти на страницах платоновской трилогии бесконечное множество персонажей из этой телесной бесформенной мас­ сы. Кажется, что это одно огромное уродливое туловище, одни страшные жующие скудную пищу челюсти. Эти люди считают себя и воспринима­ ются бюрократами от партийного аппарата только как рабочая сила, год­ ная для бездумного рытья бесчисленных котлованов. Человек «массы» не осознает своей личной оригинальности, не доискивается до своего предна­ значения, не создает ни стихов, ни песен, не умеет любить ни ближнего, ни дальнего. Будучи неспособным дарить себя людям, он таит на них тупую злобу. «Человеческие туловища» (не люди!) в приливе необъяснимой не­ 40

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz