Иванова, Л. Л. Литературный перекресток : размышления о классике и современности : монография / Людмила Иванова ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2008. –151 с.

ей и «соединение человека со своими основными и искреннейшими идея­ ми - осуществление через него (любимую —любимого) своего смысла жизни». Платонов замечательно пишет о том, что «любовь —мера одарен­ ности жизнью людей» и потому «в очень малой степени сексуальность». К тому же коммунизм, в отличие от христианства, признает любовь не как средство преодоления страдания, а как всемогущее «электричество», кото­ рым «можно убивать, светить над головой и греть человечество». Не много ли столь сильных энергетических душ осталось в России после гибельного революционного пожара? Много ли тех, кто способен сердцем полюбить пустоту, кто не в шутку способен почувствовать себя «мыслью вселенной, звезд зовущих странником пленным»? Для осуществ­ ления коммунистической веры потребовалась максимальная отдача всего организма и всего сознания. Пустота, как воронка, втягивала в себя все и всех. Как сообщить новой жизни гениальную, нечеловеческую, творче­ скую энергию любовного созидания? Пустота мира открылась всем. Но каждый вступил в нее так, как повело в нем себя его собственное сердце. Две силы завладели наивными, неиску­ шенными человеческими душами: нежность ижадность. Которая победит? Тех, в ком одерживала верх нежная бескорыстная любовь к миру, оказалось не так уж много. Их души, способные к максимальному прояв­ лению заботы о человеке и веры в него, моментально превратились в души единичные, редкие. Но при этом они не утратили в глазах большинства людей своей притягательной идеальности. Лучшие герои платоновского мира всегда пронзительно одиноки. Впрочем, это и неудивительно: истин­ ных сынов веры (не фанатиков и не бездумных исполнителей) всегда мало, но факт их присутствия в мире доказывает нам истинность того учения, которое они собой воплощают. В мире Достоевского Христос воплотился в Льве Николаевиче Мышкине, в мире Платонова «максимальный человек» обрел свои реаль­ ные и духовные черты в Александре Дванове. Любимый, во многом автобиографический герой А. Платонова ста­ новится той одинокой одаренной Личностью, которая способна «сеять ду­ ши в людях». Дванов —владелец исключительного таланта окрылять лю­ дей верой в их природную щедрость. Саша призван исправить вынужден­ ное уродство революционного мира. Он не христианин, но человек, безус­ ловно, религиозного миропонимания. Зная о неотвратимости страданий, он тем не менее искренне и естественно для себя устремлен к любовному ра­ венству с людьми, к взаимному телесному и духовному обогащению. Два­ нов привык отдавать себя людям, но он умеет и принять от людей свет душ и теплоту тел. Герой Платонова одновременно первый и самый последний среди людей, но в то же время он никогда не «миллионный», не «один из». Дванов - личность, способствующая личностному становлению других. И тот, кто встречается с ним, невольно обретает нечто особенное. Можно 39

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz