Иванова, Л. Л. Литературный перекресток : размышления о классике и современности : монография / Людмила Иванова ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2008. –151 с.

тому ли они —эти «котлованы» —возникли, что далеко не всем по силам оказалось «перенапряжение», сверхпрорыв в будущее. Не все сумели про­ нести в своем сердце через время убийств и погромов чистый образ «бу­ дущего младенца». Нынешнее поколение людей порой иронически воспринимает вос­ торг Вл. Маяковского, запросто здоровающегося за руку с дневным Свети­ лом. Нам все менее дорог тревожный, но кристально чистый и бесспорно талантливый мир гайдаровских героев. Буржуазные ценности: душевный покой, коммунальный комфорт, экономическая выгода, трезвый расчет - не подразумевают красоты в «гибели». Горьковский Сокол - не буржуаз­ ный герой. Да и имеет ли буржуазия своих героев в XX веке? Революция 17-го г., бесспорно, была не только социальной, но и ду­ ховной. Именно это качество для многих нынче не выгодно. Куда проще представить ее политической авантюрой небольшой группы людей особо­ го психологического склада. Можно долго и безрезультатно спорить на эту тему. Но есть одно мощное доказательство духовности Октября —духов­ ность художников, воплотивших и обессмертивших это время. И не стоит понимать это творческое воплощение узко, только как воспевание случив­ шегося. Революция стала объектом искусства в силу жившего в ней Вели­ кого Духа. Это уже не был дух христианства, это еще не был и дух социа­ лизма (во многом обюрокраченный и лживый, как, впрочем, ограничен и оподлен временем дух буржуазный). Это, скорее всего, был подлинный и первозданный коммунистический дух, способный в силу своей религиоз­ ной природы притянуть к себе человеческие души, жаждущие любви, веры и кровавой мести во имя своей любви. Но самое значительное в событиях тех лет, наверное, то, что к людям (художникам в первую очередь) пришло нелегкое осмысление происшед­ шего. Они поняли и пытались внушить другим, что победа над классовым врагом - еще не главная победа духа, главное —это «сеять в людях души». И тогда «революция раскатится дальше» их - сегодняшних, погубивших в страшной рубке человеческих тел христианскую чистоту своих сердец. Ре­ волюция перейдет к «младенцам», которым и суждено стать истинными коммунистами - товарищами, любящими друг друга, но бдительными к противнику. В отличие от христианства, коммунистическая вера не была милосердна к политическому врагу. Но ведь и христианская вера отнюдь не лояльна к разного толка иноверцам. Внимательно вчитываясь в книги А. Платонова, понимаешь, что коммунистическая вера в истоке своем есть преклонение перед природным совершенством. В природе все энергетически взаимосвязано, в ней каждый несвободен лишь несвободой естественного влечения природных феноме­ нов друг к другу. Энергия любви - наисильнейший повод к продолжению жизни, тайна счастья. Высшая природная любовь возможна и между людьми. При ней происходит обмен первозданной - эротической - энерги­ 38

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz