Иванова, Л. Л. Литературный перекресток : размышления о классике и современности : монография / Людмила Иванова ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2008. –151 с.

Азарт разрушения - следствие того, чего так страшился Ф.М. Досто­ евский: христианская вера рухнула в самом сердце русского человека. Убийство, причем не в переносном, а в прямом смысле этого слова, испол­ ненное восторженного наслаждения пролитой кровью, уверенностью в собственной правоте, свершалось на протяжении нескольких предреволю­ ционных и революционных лет ежесекундно. Русский человек сознательно разрешил себе и другим «кровь по совести», но чудовищно «кстати» при­ шлась и политическая установка времени на беспощадную ликвидацию классового врага. Вряд ли бы она осуществилась так основательно без энергичного духовного подъема каждого отдельного человека, состав­ ляющего ряды «революционно настроенных масс». Расправы над врагом хо­ телось так, как хочется пусть минутной, но неограниченной свободы. В революционном порыве русского народа не могла не сказаться жестокость - месть за многовековое унижение человеческого достоинства, за очевидное неравенство положения людей в обществе, за страшную об­ реченность с рождения до смерти оставаться в собственных и чужих глазах жалким «ничем». Дореволюционный народ поистине страдал, и это гени­ ально было замечено русской литературой и философией конца XIX - на­ чала XX веков. Тот, кто не в силах увидеть и оценить этого глубинного страдания, прорвавшегося в 10-е гг. бунтом, ересью, кровью обидчиков и невинных жертв, не понимает существа вопроса русской революции. В те великие и страшные годы «переступили» если не все, то многие. Преступления новоявленных «двенадцати» совершались с детским фана­ тизмом и верой в собственное право мстить, крушить, грабить, убивать. 20-е гг. подхватили эстафету всеобщего разрушения старого мира. Вспом­ ним, что в «Чевенгуре» А. Платонова ненавистным кулакам прострелили не только живот, полный награбленного (в этом были уверены!) добра, но и горло, в котором, якобы, скрывалась вражья душа. Мужицкий дух на­ прочь не принимал духа кулацкого, все в нем было ему чужое, противное. Кровь революции обильно пролилась. Но в ней не была окончатель­ но потоплена человеческая душа. Это гениально понял интеллигентный А. Блок, от души бедняка не отрекся А. Горький, среди страха и разруше­ ния лелеял крестьянскую душу С. Есенин, творцом и поводырем револю­ ции стал А. Платонов. В 1921 г. молодой художник запишет в своем дневнике: «И новые силы, новые кадры могут погибнуть, не дождавшись еще социализма, но их “кусочки”, их горе, их поток чувства войдут в мир будущего. Прелест­ ные молодые лица большевиков, —вы не победите, победят ваши младен­ цы. Революция раскатится дальше вас! Привет верующим и умирающим в перенапряжении!». Сегодня вряд ли кто-нибудь примет близко к сердцу эти энергичные слова. Сегодня на щит лихо поднимается только беспощадная критика А. Платоновым бесчисленных социалистических «котлованов». Но не по­ 37

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz