Иванова, Л. Л. Литературный перекресток : размышления о классике и современности : монография / Людмила Иванова ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2008. –151 с.

«Станционный смотритель» - повесть о беде, которая «как снег на голову» свалилась на семью - отца и дочь - Выриных. Пренебрегая тща­ тельным анализом произведения, скажем только, что в ней нет ни правых, ни виноватых. Пушкин как бы обращается к читателю с христианским по­ учением: «Не судите, да не судимы будете!». В очередной раз завязался роковой русский сюжетный узел и про­ изошло катастрофическое - подрывающее основы бытия —событие. Ста­ рый мир (уют дома Выриных) разрушился —и в прежних своих границах не восстановился. Новое (семья Дуни в Петербурге) образовалось, но таит в себе «роковые семена» раздора из прошлого. Это и легкомыслие молодо­ сти, и грех обмана, и жестокость любящих, и отцовская слепота. Сюжет «Станционного смотрителя» при всей своей внешней просто­ те сопоставим с философскими трагедиями Шекспира: то же крушение ду­ ховных ценностей, перерождение отношений между людьми. Повод к та­ ким переменам может быть внешне незначительным. В применении к «Станционному смотрителю» Пушкина вспоминается сказочная приговор­ ка: мышка бежала (гусар проезжал), хвостиком задела (позвал Дуню с со­ бой до церкви прокатиться), яичко упало и разбилось (пропала жизнь отца Вырина —он спился, заболел, умер). В «Станционном смотрителе» переплелось индивидуально-человече­ ское и, конечно, социально обусловленное (о феномене «маленького чело­ века» много писала отечественная критика). Но самое главное в повести, на наш взгляд, то, что прошедшие перемены, обернувшиеся для одних удачей, а для других бедой, неотвратимы. Но в то же время Пушкин, как бы со стороны и чужими глазами наблюдая эту историю, видит и возмож­ ность преодоления роковых последствий семейной драмы. Заслуживает особого разговора фигура соблазнителя Дуни - Минского, сумевшего стать для своей избранницы и надежным защитником, и законным супру­ гом. Нельзя обойти вниманием и сцену пусть позднего, но искреннего по­ каяния дочери на могиле несчастного отца. Ничего исправить уже нельзя: Вырина —отца - не воскресить. Что произошло, то произошло. Можно только блюсти самого себя по совести, не губя свою жизнь чрезмерными терзаниями, но и не отказываясь от чув­ ства вины перед близкими, часто страдающими от чужого и своего эгоизма людьми. Счастливый союз любящих сердец... Что может быть желаннее и ба­ нальнее? Пушкин прибегает к банальности в финале «белкинского» цикла. «Барышня-крестьянка» —утешение для «средних» умов России, повод к доброй улыбке самого Пушкина. Осенью 1930 г. и сам поэт, и его персонажи готовы подчиниться главному закону человеческой жизни. Что ожидает находчивую Лизу и до­ верчивого Владимира впереди? Трудно сказать. Россия богата «сюрприза­ ми» различного толка. Один выскочивший из куста заяц чего стоит! Пом­ 32

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz