Иванова, Л. Л. Литературный перекресток : размышления о классике и современности : монография / Людмила Иванова ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2008. –151 с.

рецепт счастья или огорчения неуместен. Можно только догадываться, что человек в России часто оказывается «марионеткой» во власти социальных сил и условий. От его воли может и ничего не зависеть (Сильвио так и не убил графа, Владимир не обвенчался с Машей, Вырин не уберег и не вернул из ПетербургаДуню, гробовщик не властен не видеть страшные сны и т.д.). Памятна строка Баратынского: «Не властны мы в самих себе. И в молодые наши лета даем поспешные обеты, смешные, может быть, всеви­ дящей судьбе». Пушкин как бы проиллюстрировал философскую мысль уважаемого им собрата по перу. Он наглядно показал коррекцию активного человече­ ского поведения со стороны таинственного мира, отнесясь к этому в меру серьезно и в меру —по-пушкински - иронически. Не случайно центральной повестью цикла является «Гробовщик» - вещь по сути мистическая, хотя многими воспринимающаяся чисто юмо­ ристически. Может быть, она и задумывалась так, ведь в 30-е гг. XIX сто­ летия намечается молодежная мода на всякого рода литературные ужасы. В этом русле пробуют себя и писатель Одоевский, и ранний Гоголь. «Гро­ бовщик» сродни и пародийному «Графу Нулину»: то же внешнее озорство — визитная карточка Пушкина. Поэт был склонен посмеяться над Адрианом, спьяну пригласившим за праздничным столом своих клиентов-мертвецов. Но смех обернулся и нешуточным страхом, развеянным солнечным утром и привычным чаепитием (покоем божьего и семейного мира). В «Гробов­ щике» Пушкин близок к эстетике Гоголя (их дружба еще впереди, пока они пишут параллельно, без ощутимого взаимопроникновения). Мистиче­ ская повесть, оказавшись в центре цикла «Повести Белкина», приобретает значение своеобразного «заколдованного места», куда рискует провалить­ ся каждый при малейшей душевной неосмотрительности. Состоявшийся во сне духовный опыт вряд ли можно окончательно запить чайком, он бу­ дет напоминать о себе смутной тревогой и предчувствием. Все творчество Н.В. Гоголя —горький опыт грешной «мертвой» Рос­ сии. Любая «промашка» —грешное слово или неправедное дело —неиз­ бежно ведут к непоправимой беде: нравственному или физическому урод­ ству, душевному смятению, в итоге - к безумству. Пушкин предчувствует итоговое грехопадение России, зафиксиро­ ванное позже Гоголем. Заметим, что в анекдотических историях Белкина люди раскрывают себя, может быть, с авантюрной, но в нравственном от­ ношении отнюдь не с лучшей стороны. Среди персонажей Пушкина - и легкомысленные повесы, и корыстные священнослужители, и лютые мсти­ тели, и лукавые плуты, и скучающие провинциальные «демоны», и из-за пустяков ссорящиеся обыватели. Слабые и темные люди часто неосознан­ но, а иногда и бравируя, нарушают христианские заповеди. Далеко ль до беды? 31

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz