Иванова, Л. Л. Литературный перекресток : размышления о классике и современности : монография / Людмила Иванова ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2008. –151 с.
рецепт счастья или огорчения неуместен. Можно только догадываться, что человек в России часто оказывается «марионеткой» во власти социальных сил и условий. От его воли может и ничего не зависеть (Сильвио так и не убил графа, Владимир не обвенчался с Машей, Вырин не уберег и не вернул из ПетербургаДуню, гробовщик не властен не видеть страшные сны и т.д.). Памятна строка Баратынского: «Не властны мы в самих себе. И в молодые наши лета даем поспешные обеты, смешные, может быть, всеви дящей судьбе». Пушкин как бы проиллюстрировал философскую мысль уважаемого им собрата по перу. Он наглядно показал коррекцию активного человече ского поведения со стороны таинственного мира, отнесясь к этому в меру серьезно и в меру —по-пушкински - иронически. Не случайно центральной повестью цикла является «Гробовщик» - вещь по сути мистическая, хотя многими воспринимающаяся чисто юмо ристически. Может быть, она и задумывалась так, ведь в 30-е гг. XIX сто летия намечается молодежная мода на всякого рода литературные ужасы. В этом русле пробуют себя и писатель Одоевский, и ранний Гоголь. «Гро бовщик» сродни и пародийному «Графу Нулину»: то же внешнее озорство — визитная карточка Пушкина. Поэт был склонен посмеяться над Адрианом, спьяну пригласившим за праздничным столом своих клиентов-мертвецов. Но смех обернулся и нешуточным страхом, развеянным солнечным утром и привычным чаепитием (покоем божьего и семейного мира). В «Гробов щике» Пушкин близок к эстетике Гоголя (их дружба еще впереди, пока они пишут параллельно, без ощутимого взаимопроникновения). Мистиче ская повесть, оказавшись в центре цикла «Повести Белкина», приобретает значение своеобразного «заколдованного места», куда рискует провалить ся каждый при малейшей душевной неосмотрительности. Состоявшийся во сне духовный опыт вряд ли можно окончательно запить чайком, он бу дет напоминать о себе смутной тревогой и предчувствием. Все творчество Н.В. Гоголя —горький опыт грешной «мертвой» Рос сии. Любая «промашка» —грешное слово или неправедное дело —неиз бежно ведут к непоправимой беде: нравственному или физическому урод ству, душевному смятению, в итоге - к безумству. Пушкин предчувствует итоговое грехопадение России, зафиксиро ванное позже Гоголем. Заметим, что в анекдотических историях Белкина люди раскрывают себя, может быть, с авантюрной, но в нравственном от ношении отнюдь не с лучшей стороны. Среди персонажей Пушкина - и легкомысленные повесы, и корыстные священнослужители, и лютые мсти тели, и лукавые плуты, и скучающие провинциальные «демоны», и из-за пустяков ссорящиеся обыватели. Слабые и темные люди часто неосознан но, а иногда и бравируя, нарушают христианские заповеди. Далеко ль до беды? 31
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz