Иванова, Л. Л. Литературный перекресток : размышления о классике и современности : монография / Людмила Иванова ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2008. –151 с.
Что же сумел сказать А.С. Пушкин каждой отдельной своей пове стью? Что общего в сюжетосложении всех произведений цикла? К какому выводу - или догадке - приходит мыслящий и внимательный читатель в итоге знакомства с болдинским шедевром влюбленного и страдающего от невозможности покинуть свою болдинскую тюрьму Пушкина? «Выстрел» интересен изображением роковых последствий романти ческого игнорирующего интересы других людей сознания. Пушкин исто рически точно и своевременно фиксирует важный для русского человека (для целого поколения) переход от эгоистического своеволия к осознанию ответственности за судьбу близких тебе людей. На первый взгляд «Выстрел» —классика занимательной беллетри стической литературы. Но в нем при всей его занимательности живет не кая тайна, тревожащая умы уже не первое столетие. В «Выстреле» препо дан - всем нам и прежде всего самому Пушкину —урок христианской за поведи «Не убий!». Напомним, что герои-мужчины: и кровожадный ро мантик Сильвио, и без меры легкомысленный в юности, но остепенивший ся в браке граф —одинаково упрямы в желании истребить друг друга. От верной гибели их спасает только случайность (мимо! пуля угодила в кар тину!) и «чудо» (вторжение встревоженной Машеньки в самый разгар ду эли, пронзительная мольба ее о прекращении этого ужасного занятия). Не будем заблуждаться относительно перевоспитания всеми этими чудесами бретера Сильвио —его удовлетворило только чувство растерянности на ли це противника. Сильвио не изменил своему эгоизму и личному геройству: он, как рассказывают, погиб в партизанской войне. Дело не столько в нем, сколько в явленной заботе провидения о семейном счастье графа и Ма шеньки. Их уберегло от беды —иначе не скажешь. Все произошло внезап но и соответствовало божественному предначертанию. О предначертании идет речь и в знаменитой пушкинской «Метели». Сюжет этого произведения во многом движется благодаря «сюрпризам» природной стихии. Пушкин впервые в русской литературе завяжет тугой сюжетный узел, в котором переплетутся воля родителей и непокорность детей, непредсказуемость природы и легкомыслие безбожников-гусар, уязвленное самолюбие жениха-неудачника и победа русских воинов в Бо родинском сражении, глубокое человеческое горе однажды допустившей оплошность девушки и счастливое, поистине чудесное разрешение всех ее бед случайным стечением обстоятельств. В «Метели» как нигде и никогда переплелись личная воля, историческая необходимость, божий промысел. Не возникает и ощущение, что история эта окончательно разрешилась. В России ничто окончательно не разрешается, никто не гарантирован от оче редного «сюрприза». Заметим, что Пушкин не делает по сути ни одного вывода. Прикрываясь маской простодушного Белкина, тридцатилетний по эт лишь осторожно наблюдает за непредсказуемым развитием преподно симых самой действительностью «анекдотов». Вывод как окончательный 30
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz