Иванова, Л. Л. Литературный перекресток : размышления о классике и современности : монография / Людмила Иванова ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2008. –151 с.

Что же сумел сказать А.С. Пушкин каждой отдельной своей пове­ стью? Что общего в сюжетосложении всех произведений цикла? К какому выводу - или догадке - приходит мыслящий и внимательный читатель в итоге знакомства с болдинским шедевром влюбленного и страдающего от невозможности покинуть свою болдинскую тюрьму Пушкина? «Выстрел» интересен изображением роковых последствий романти­ ческого игнорирующего интересы других людей сознания. Пушкин исто­ рически точно и своевременно фиксирует важный для русского человека (для целого поколения) переход от эгоистического своеволия к осознанию ответственности за судьбу близких тебе людей. На первый взгляд «Выстрел» —классика занимательной беллетри­ стической литературы. Но в нем при всей его занимательности живет не­ кая тайна, тревожащая умы уже не первое столетие. В «Выстреле» препо­ дан - всем нам и прежде всего самому Пушкину —урок христианской за­ поведи «Не убий!». Напомним, что герои-мужчины: и кровожадный ро­ мантик Сильвио, и без меры легкомысленный в юности, но остепенивший­ ся в браке граф —одинаково упрямы в желании истребить друг друга. От верной гибели их спасает только случайность (мимо! пуля угодила в кар­ тину!) и «чудо» (вторжение встревоженной Машеньки в самый разгар ду­ эли, пронзительная мольба ее о прекращении этого ужасного занятия). Не будем заблуждаться относительно перевоспитания всеми этими чудесами бретера Сильвио —его удовлетворило только чувство растерянности на ли­ це противника. Сильвио не изменил своему эгоизму и личному геройству: он, как рассказывают, погиб в партизанской войне. Дело не столько в нем, сколько в явленной заботе провидения о семейном счастье графа и Ма­ шеньки. Их уберегло от беды —иначе не скажешь. Все произошло внезап­ но и соответствовало божественному предначертанию. О предначертании идет речь и в знаменитой пушкинской «Метели». Сюжет этого произведения во многом движется благодаря «сюрпризам» природной стихии. Пушкин впервые в русской литературе завяжет тугой сюжетный узел, в котором переплетутся воля родителей и непокорность детей, непредсказуемость природы и легкомыслие безбожников-гусар, уязвленное самолюбие жениха-неудачника и победа русских воинов в Бо­ родинском сражении, глубокое человеческое горе однажды допустившей оплошность девушки и счастливое, поистине чудесное разрешение всех ее бед случайным стечением обстоятельств. В «Метели» как нигде и никогда переплелись личная воля, историческая необходимость, божий промысел. Не возникает и ощущение, что история эта окончательно разрешилась. В России ничто окончательно не разрешается, никто не гарантирован от оче­ редного «сюрприза». Заметим, что Пушкин не делает по сути ни одного вывода. Прикрываясь маской простодушного Белкина, тридцатилетний по­ эт лишь осторожно наблюдает за непредсказуемым развитием преподно­ симых самой действительностью «анекдотов». Вывод как окончательный 30

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz