Иванова, Л. Л. Литературный перекресток : размышления о классике и современности : монография / Людмила Иванова ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2008. –151 с.

рович - еще не Иван Иванович или Иван Никифорович из «Миргорода» Гоголя. У него, в отличие от них, человеческое, хотя и предельно стандар­ тизированное лицо, приличные манеры, благородная увлеченность сочи­ нительством. Но и он из тех, кто уже ограничен символическим Горюхи- ным, как символической гоголевской плетеной изгородью, и отгорожен им от всего цивилизованного мира. До тоски! До смертельной безысходности! До невольного отупения... Белкин серьезно исследует историю родного села, сейчас бы сказали: своей «малой родины». В ней источник как гордо­ сти, так и стыда, ведь рабство одних и оскотинивание других очевидны. Белкин, конечно, не большинство, —скорее приятное исключение из тихого омута провинциального «застоя». Но он и не гений, не лирический герой действительного создателя цикла белкинских повестей. Иван Петро­ вич - смиренный, запертый в захолустье, стреноженный нравственностью, законопослушанием и ограниченностью кругозора порядочный дворянин, историк, наконец, христианин. Герой Пушкина - тот человеческий тип, ко­ торый, несомненно, дорог сердцу Пушкина, но при этом сам поэт до 30-го года еще не смог, а после 30-го уже не сможет стать Белкиным впол­ не. Провинциальный сочинитель обречен на безвестное слияние с глубин­ ной Россией. Пушкин же, являя собой поэтическое совершенство, неиз­ бежно становится российским гением - певцом Отечества, но вместе с тем и невольным ниспровергателем его основ. Переживая тоску и муку болдинского заточения, поэт - пусть внеш­ не не всерьез и как бы играючи —мастерски перевоплощается в другого человека, меняя прежде всего свое сознание. Он начинает по-иному видеть и оценивать окружающий мир, принимает на веру свойственные добросер­ дечным провинциалам истины, предъявляет к людям и жизни в целом тре­ бования обыкновенной морали. Наверное, это и шутка гениального Пушкина, его моцартианство, но в значительной мере - и поиск ответа на самые сокровенные вопросы. Пушкин учится у русской провинции вере, терпению и доброте; постигая чужие ошибки, пытается предупредить свои (показательно то, что многие сюжетные ходы взяты поэтом из собственной богатой событиями биогра­ фии). Переодевшись русским недорослем (эпиграф, взятый из известной комедии Фонвизина, заслуживает особого разговора), Пушкин сумел по­ стичь скрытый механизм русской жизни и судьбы каждого отдельного че­ ловека. Усвоив содержание «Повестей Белкина», мы убеждаемся в том, как замысловато, но вместе с тем неизбежно связываются в один узел и чело­ веческий своевольный характер (его волевое: «я так хочу!»), и сюрпризы русской природы (внезапная слепящая глаза метель), и божий промысел (случайное стечение обстоятельств), и ход истории (идущая где-то на пе­ риферии случившегося, но дающая о себе знать война). 29

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz