Иванова, Л. Л. Литературный перекресток : размышления о классике и современности : монография / Людмила Иванова ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2008. –151 с.
рович - еще не Иван Иванович или Иван Никифорович из «Миргорода» Гоголя. У него, в отличие от них, человеческое, хотя и предельно стандар тизированное лицо, приличные манеры, благородная увлеченность сочи нительством. Но и он из тех, кто уже ограничен символическим Горюхи- ным, как символической гоголевской плетеной изгородью, и отгорожен им от всего цивилизованного мира. До тоски! До смертельной безысходности! До невольного отупения... Белкин серьезно исследует историю родного села, сейчас бы сказали: своей «малой родины». В ней источник как гордо сти, так и стыда, ведь рабство одних и оскотинивание других очевидны. Белкин, конечно, не большинство, —скорее приятное исключение из тихого омута провинциального «застоя». Но он и не гений, не лирический герой действительного создателя цикла белкинских повестей. Иван Петро вич - смиренный, запертый в захолустье, стреноженный нравственностью, законопослушанием и ограниченностью кругозора порядочный дворянин, историк, наконец, христианин. Герой Пушкина - тот человеческий тип, ко торый, несомненно, дорог сердцу Пушкина, но при этом сам поэт до 30-го года еще не смог, а после 30-го уже не сможет стать Белкиным впол не. Провинциальный сочинитель обречен на безвестное слияние с глубин ной Россией. Пушкин же, являя собой поэтическое совершенство, неиз бежно становится российским гением - певцом Отечества, но вместе с тем и невольным ниспровергателем его основ. Переживая тоску и муку болдинского заточения, поэт - пусть внеш не не всерьез и как бы играючи —мастерски перевоплощается в другого человека, меняя прежде всего свое сознание. Он начинает по-иному видеть и оценивать окружающий мир, принимает на веру свойственные добросер дечным провинциалам истины, предъявляет к людям и жизни в целом тре бования обыкновенной морали. Наверное, это и шутка гениального Пушкина, его моцартианство, но в значительной мере - и поиск ответа на самые сокровенные вопросы. Пушкин учится у русской провинции вере, терпению и доброте; постигая чужие ошибки, пытается предупредить свои (показательно то, что многие сюжетные ходы взяты поэтом из собственной богатой событиями биогра фии). Переодевшись русским недорослем (эпиграф, взятый из известной комедии Фонвизина, заслуживает особого разговора), Пушкин сумел по стичь скрытый механизм русской жизни и судьбы каждого отдельного че ловека. Усвоив содержание «Повестей Белкина», мы убеждаемся в том, как замысловато, но вместе с тем неизбежно связываются в один узел и чело веческий своевольный характер (его волевое: «я так хочу!»), и сюрпризы русской природы (внезапная слепящая глаза метель), и божий промысел (случайное стечение обстоятельств), и ход истории (идущая где-то на пе риферии случившегося, но дающая о себе знать война). 29
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz