Иванова, Л. Л. Литературный перекресток : размышления о классике и современности : монография / Людмила Иванова ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2008. –151 с.

В результате «Повести Белкина» становятся этапом в творческих по­ исках художника и знаменуют собой открытие. В природе и содержании этого феномена и предстоит разобраться. Обычно исследователи творчества великого поэта указывают на формирование «болдинской осенью» пушкинского реализма, рассуждают об историзме поэтического мышления, преодолении поэтом романтиче­ ских тенденций, влиянии условностей западной литературы и т.д. «Повести Белкина» привычно интерпретируются как преклонение поэта перед смелостью человеческого поведения, много говорится о нрав­ ственных поступках тех или иных персонажей. Не будем сбрасывать со счетов эти рассуждения, но попытаемся взглянуть на известный цикл по­ вестей и с иной точки зрения. При всех несомненных реалистических дос­ тоинствах (изображение типических характеров и в типических обстоя­ тельствах) проза Пушкина - не столько постижение действительности, сколько преклонение перед таинственными законами божественного про­ мысла. Поэту удалось найти ту единственно возможную для русского пи­ сателя модель изображения русской действительности, которая однажды и навсегда позволяет нам догадаться о секрете и русского характера, и рус­ ского пространства, и русского Бога. Начнем с того, что все рассказанные, якобы, Иваном Петровичем Белкиным истории по сути своей —анекдоты, забавные житейские проис­ шествия. Пушкин пишет, как бы не мудрствуя лукаво. Известно, что поэт весьма осторожно относился ко всякого рода умствованиям (на поверхно­ сти его полемика с умницей Чаадаевым, критически-насмешливая оценка образа Чацкого из грибоедовского «Горя от ума»). Интересно то, что ху­ дожник часто мистифицировал знакомых и даже близких людей, изобра­ жая из себя легкомысленного повесу, —не более того. Он не любил, когда наблюдали за его работой или считали созданное им чем-то чрезвычайно серьезным. Художественное творчество не должно нести в себе отпечаток каторжного труда. Внешняя развлекательность литературной «безделки» всегда была любезна Пушкину. Ее внутренняя содержательность - уже секрет писательского дара. «Повести Белкина» - один из замечательных экспериментов Пушки­ на, новая оригинальная игра с читателем, очередное перевоплощение (на этот раз - в трудолюбивого провинциального литератора). Вымысел спро­ воцирован карантинной задержкой на пути к желанному венцу. А что если ситуация никогда не разрешится положительно? Можно ли век прожить и скончаться скромным тружеником пера в каком-нибудь забытом Богом, но таком сердцевинно русском Горюхине? Да и так ли Бог оставил вниманием горюхинских жителей? Пушкин придумал Белкина. В его замысле чудесно переплелось па­ родийное и уважительное. Поэт создавал то, что было, по сути, и его родо­ вым свойством, и человеческой противоположностью. Конечно, Иван Пет­ 28

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz