Иванова, Л. Л. Литературный перекресток : размышления о классике и современности : монография / Людмила Иванова ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2008. –151 с.
В результате «Повести Белкина» становятся этапом в творческих по исках художника и знаменуют собой открытие. В природе и содержании этого феномена и предстоит разобраться. Обычно исследователи творчества великого поэта указывают на формирование «болдинской осенью» пушкинского реализма, рассуждают об историзме поэтического мышления, преодолении поэтом романтиче ских тенденций, влиянии условностей западной литературы и т.д. «Повести Белкина» привычно интерпретируются как преклонение поэта перед смелостью человеческого поведения, много говорится о нрав ственных поступках тех или иных персонажей. Не будем сбрасывать со счетов эти рассуждения, но попытаемся взглянуть на известный цикл по вестей и с иной точки зрения. При всех несомненных реалистических дос тоинствах (изображение типических характеров и в типических обстоя тельствах) проза Пушкина - не столько постижение действительности, сколько преклонение перед таинственными законами божественного про мысла. Поэту удалось найти ту единственно возможную для русского пи сателя модель изображения русской действительности, которая однажды и навсегда позволяет нам догадаться о секрете и русского характера, и рус ского пространства, и русского Бога. Начнем с того, что все рассказанные, якобы, Иваном Петровичем Белкиным истории по сути своей —анекдоты, забавные житейские проис шествия. Пушкин пишет, как бы не мудрствуя лукаво. Известно, что поэт весьма осторожно относился ко всякого рода умствованиям (на поверхно сти его полемика с умницей Чаадаевым, критически-насмешливая оценка образа Чацкого из грибоедовского «Горя от ума»). Интересно то, что ху дожник часто мистифицировал знакомых и даже близких людей, изобра жая из себя легкомысленного повесу, —не более того. Он не любил, когда наблюдали за его работой или считали созданное им чем-то чрезвычайно серьезным. Художественное творчество не должно нести в себе отпечаток каторжного труда. Внешняя развлекательность литературной «безделки» всегда была любезна Пушкину. Ее внутренняя содержательность - уже секрет писательского дара. «Повести Белкина» - один из замечательных экспериментов Пушки на, новая оригинальная игра с читателем, очередное перевоплощение (на этот раз - в трудолюбивого провинциального литератора). Вымысел спро воцирован карантинной задержкой на пути к желанному венцу. А что если ситуация никогда не разрешится положительно? Можно ли век прожить и скончаться скромным тружеником пера в каком-нибудь забытом Богом, но таком сердцевинно русском Горюхине? Да и так ли Бог оставил вниманием горюхинских жителей? Пушкин придумал Белкина. В его замысле чудесно переплелось па родийное и уважительное. Поэт создавал то, что было, по сути, и его родо вым свойством, и человеческой противоположностью. Конечно, Иван Пет 28
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz