Иванова, Л. Л. Литературный перекресток : размышления о классике и современности : монография / Людмила Иванова ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2008. –151 с.
фликта в пьесах Вампилова находят свою единую по месторасположению в сюжете кульминационную точку. Кульминация у Вампилова - это всегда выявленная п р а в д а . Она снимает центральную курьёзную ситуацию. Внешний конфликт получает своё разрешение. Герои Вампилова так же «вдруг» выходят из игры, как и входили в неё. Правда приходит к ним неожиданно, застигая врасплох. Это способствует остроте сценического действия и психологически усложняет поведение героев в условиях законченной «игры». После кульминации внешнего конфликта наступают развязки: дейст вующими лицами тем или иным образом (одобрение или порицание) оце ниваются курьёз, «игра» и её результаты. Кульминация «выявление истины» способствует окончательному внутреннему переустройству героя, укрепляет его в стремлении начать но вую жизнь. Заметим, что все финалы Вампилова - это решительные поступки героев, вызванные желанием жить по-новому. Уезжает в город Шаманов, нашедший в себе мужество выступить на суде («Прошлым летом в Чулим ске»). С новым, незнакомым для себя ранее чувством покоя отправляется на охоту Виктор Зилов («Утиная охота»). Хочет как бы «вновь», вроде ни чего не произошло, познакомиться с Таней Колесов («Прощание в июне»); остаётся в семье Сарафановых на новых, признанных всеми правах «стар шего брата» Бусыгин («Старший сын»). Спешит начать новую жизнь Ка лошин («Провинциальные анекдоты»). Внешний сюжетный конфликт получает в пьесах Вампилова своё разрешение: правда высказана, ситуация снята, и повторение её невозмож но (или маловероятно). Внутренний конфликт (герой и его положение в жизни как таковой) своего окончательного разрешения в пьесах Вампилова не имеет. Зритель становится свидетелем лишь первого шага в новую жизнь, что вызвано сильнейшим эмоциональным потрясением. Дальней шая судьба героя неизвестна. Её не знают ни автор, ни сам герой, о ней можно лишь догадываться. Догадки эти имеют основания, так как перед зрительным залом за период короткого сценического времени проходит обычно вся жизнь героя. Этому способствуют воспоминания героев, пред ставленные автором приёмом ретроспекции («Утиная охота») или моноло гами («Провинциальные анекдоты», «Старший сын», «Прошлым летом в Чулимске»). Зритель наблюдал героев в сложных ситуациях нравственного выбора, в минуты отчаяния и радости. Всё это позволяет верить в обновле ние одних героев и сомневаться в истинности прозрения других («Стар ший сын», «Прошлым летом в Чулимске», «Прощание в июне», «Провин циальные анекдоты», «Утиная охота»). Наблюдения над природой конфликта у Вампилова позволяют сде лать вывод об оригинальности и значимости творчества драматурга. Писа теля беспокоит духовное состояние «провинции», он ищет пути к духов 25
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz