Иванова, Л. Л. Литературный перекресток : размышления о классике и современности : монография / Людмила Иванова ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2008. –151 с.

фликта в пьесах Вампилова находят свою единую по месторасположению в сюжете кульминационную точку. Кульминация у Вампилова - это всегда выявленная п р а в д а . Она снимает центральную курьёзную ситуацию. Внешний конфликт получает своё разрешение. Герои Вампилова так же «вдруг» выходят из игры, как и входили в неё. Правда приходит к ним неожиданно, застигая врасплох. Это способствует остроте сценического действия и психологически усложняет поведение героев в условиях законченной «игры». После кульминации внешнего конфликта наступают развязки: дейст­ вующими лицами тем или иным образом (одобрение или порицание) оце­ ниваются курьёз, «игра» и её результаты. Кульминация «выявление истины» способствует окончательному внутреннему переустройству героя, укрепляет его в стремлении начать но­ вую жизнь. Заметим, что все финалы Вампилова - это решительные поступки героев, вызванные желанием жить по-новому. Уезжает в город Шаманов, нашедший в себе мужество выступить на суде («Прошлым летом в Чулим­ ске»). С новым, незнакомым для себя ранее чувством покоя отправляется на охоту Виктор Зилов («Утиная охота»). Хочет как бы «вновь», вроде ни­ чего не произошло, познакомиться с Таней Колесов («Прощание в июне»); остаётся в семье Сарафановых на новых, признанных всеми правах «стар­ шего брата» Бусыгин («Старший сын»). Спешит начать новую жизнь Ка­ лошин («Провинциальные анекдоты»). Внешний сюжетный конфликт получает в пьесах Вампилова своё разрешение: правда высказана, ситуация снята, и повторение её невозмож­ но (или маловероятно). Внутренний конфликт (герой и его положение в жизни как таковой) своего окончательного разрешения в пьесах Вампилова не имеет. Зритель становится свидетелем лишь первого шага в новую жизнь, что вызвано сильнейшим эмоциональным потрясением. Дальней­ шая судьба героя неизвестна. Её не знают ни автор, ни сам герой, о ней можно лишь догадываться. Догадки эти имеют основания, так как перед зрительным залом за период короткого сценического времени проходит обычно вся жизнь героя. Этому способствуют воспоминания героев, пред­ ставленные автором приёмом ретроспекции («Утиная охота») или моноло­ гами («Провинциальные анекдоты», «Старший сын», «Прошлым летом в Чулимске»). Зритель наблюдал героев в сложных ситуациях нравственного выбора, в минуты отчаяния и радости. Всё это позволяет верить в обновле­ ние одних героев и сомневаться в истинности прозрения других («Стар­ ший сын», «Прошлым летом в Чулимске», «Прощание в июне», «Провин­ циальные анекдоты», «Утиная охота»). Наблюдения над природой конфликта у Вампилова позволяют сде­ лать вывод об оригинальности и значимости творчества драматурга. Писа­ теля беспокоит духовное состояние «провинции», он ищет пути к духов­ 25

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz