Иванова, Л. Л. Литературный перекресток : размышления о классике и современности : монография / Людмила Иванова ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2008. –151 с.

степени содействует то, что зритель до конца знает все условия «игры», от него не скрыта правда, в то время как многие действующие лица не подоз­ ревают о ней. Таким образом, зритель оказывается прозорливее героя, за счёт такого явления усиливается воспитательное воздействие «театра Вам­ пилова» на публику. Для некоторых действующих лиц эпизоды, в которых проявляется главный конфликт (а это рассмотренные нами проверочные ситуации), так и остаются лишь эпизодами, курьёзами. Центральный кон­ фликт у Вампилова проявляется в виде вспышки сознания, пробуждения совести. «Вспышки» приводят либо к глубоким раздумьям, либо к реши­ тельным действиям («Старший сын», «Провинциальные анекдоты», «Про­ шлым летом в Чулимске»). Они могут оставить героя и внешне равнодуш­ ным, погрузить в мнимое спокойствие («Утиная охота»). В последнем слу­ чае серьёзные выводы о смысле жизни делает для себя в первую очередь зритель, не мирящийся с жизненной пассивностью героя. К главному конфликту герой Вампилова подходит исподволь: через наблюдения чужих поступков (обилие побочных конфликтов), через фор­ мирование собственного отношения к окружающим. Совокупность наблю­ дений и оценок, которые вынужден сделать герой, дают возможность для самоопределения его в жизни, что требует подчас самых решительных действий, знаменующих собой перерождение души героя. Итак, основной конфликт в произведениях Вампилова - это кон­ фликт, происходящий в душе (сознании) персонажей. Он не имеет чётко выраженных границ: потенциально этот конфликт существует с самого на­ чала пьесы, он предопределён своеобразием личности героя, его душевной раздвоенностью, которую тот в полной мере может не осознавать до слу­ чившихся в пьесе нелепых событий. Завязка внутреннего конфликта про­ исходит после первой проверочной ситуации, когда, находясь между лаге­ рями «нормальных» и безумцев», герои держат экзамен на человечность. Интересно сопоставить внутренний и внешний конфликт с точки зрения их возникновения. Внешний, чисто сюжетный, в отличие от внут­ реннего имеет точные границы и чёткие этапы своего развития. Внешний конфликт начинается с момента осознания героем двусмысленности своего положения в «игре». Завязка его - сознательная ложь героя, создающая не­ лепую центральную ситуацию. Развитие внутреннего и внешнего конфликта взаимообусловлено. Стремительно развивающаяся сюжетная линия психологически мотивиру­ ется автором. Каскад курьёзов, один нелепее другого, делает невыносимым про­ должение начатой «игры»: герой всё больше запутывается в вынужденной лжи. Требуется правда! Сложившаяся ситуация тяготит героя более всего в нравственном плане, он принципиально меняется внутренне, не может больше лгать ни окружающим, ни себе. Требуется правда! Так, два кон­ 24

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz