Иванова, Л. Л. Литературный перекресток : размышления о классике и современности : монография / Людмила Иванова ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2008. –151 с.
утончёнными, теряют внешнюю заострённость. Герои как бы совершенно случайно для себя оказываются перед проблемой выбора. Проблема за ключается не в том, чтобы раз и навсегда решить что-то для себя, оконча тельно с чем-то порвать, прийти к чётким нравственным принципам, а в том, чтобы только правильно понять суть происходящего, мягко скоррек тировать свои действия с настроем других людей. Герои встают перед та кими проблемами, как: помочь - не помочь, посочувствовать - не посочув ствовать, выслушать откровение - пренебречь им, поддержать морально - морально уничтожить. Именно это явление, правда, не расшифровывая его, имеет в виду К. Рудницкий, когда пишет: «Все герои Вампилова обычно повинуются не убеждениям и не расчёту, не той или иной идее, пусть даже самой прекрасной, но трудно постижимым и непредугадывае- мым импульсам»1. В большинстве пьес Вампилова внутри главной ситуации нет откры то выраженных конфликтующих лагерей действующих лиц. Никто из ге роев не ставит себе специальной цели борьбы с кем-то в силу разницы их нравственных убеждений. Нет у Вампилова традиционного объекта борь бы: герои его не вступают друг с другом ни в социальный конфликт, ни в конфликт из-за ревности, мести или карьеры (оговоримся, что здесь мы имеем в виду главный конфликт, а не побочные). Зеркалом главного, центрального конфликта у Вампилова оказыва ется защита человека человеком. Лучшие герои его пьес, как правило, за ботятся не о защите своей чести, свободы, достоинства, а оберегают дру гих от одиночества («Старший сын»), оскорбления («20 минут с ангелом»), разочарования («Прошлым летом в Чулимске»), Однако есть у Вампилова пьесы, в которых главный герой, встав перед проблемой защиты другого человека, в силу своего эгоизма уклоняется от этой обязанности, что при водит к одиночеству, внутренней опустошённости, смерти души («Утиная охота»). Характерной особенностью центрального конфликта у Вампилова является то, что он носит эпизодический, внешне случайный характер. Драматург отошёл от традиционной формы развития центрального кон фликта, в его пьесах трудно чётко обозначить этапы этого развития: завяз ка, кульминация, развязка. Драматург тщательно выписывает побочные конфликты, и сквозь них всё отчётливее начинает высматриваться главный конфликт. Важно заметить, что центральный конфликт, развивающийся в ду ховной сфере, прежде всего, начинает пониматься зрителем, а не героями. Зритель раньше действующих лиц улавливает истинную суть происходя щего, чувствует атмосферу назревающего конфликта. Этому в большей 1 Рудницкий К. По ту сторону вымысла. Заметки о драматургии А. Вампилова // Вопросы литературы. - 1976. № 10. - С, 34. 23
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz