Иванова, Л. Л. Литературный перекресток : размышления о классике и современности : монография / Людмила Иванова ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2008. –151 с.

шевной организации. «Нормальные» люди лишены каких-либо внутренних противоречий, им неведомы тонкость настроений, полутона взаимоотно­ шений. Вампилов и не пытается заметить в героях такого рода ни малей­ шей искры человечности, но не даёт им никакого шанса на исправление, ибо исправить их уже нельзя. Отношение автора и зрителя к «нормаль­ ным» едко ироническое, неприязненное. Те, кого мы называем «сумасшедшими» героями Вампилова, —это также люди различного возраста - от 15-летнего Васеньки («Старший сын») до старика Еремеева («Прошлым летом в Чулимске»); различного социального положения, культурного уровня, образования. Объединяет их свой стиль поведения в жизни, стиль отношения к людям, к своим обязан­ ностям. Можно говорить об особом мироощущении людей такого типа. Они отличаются от «нормальных» человеческим, нестандартным творче­ ским подходом ко всему, что ни делается в жизни. Они индивидуальны как личности. Драматург ценит в своих «сумасшедших» героях их непрактич­ ность и бескорыстие (старик Еремеев из «Чулимска»), их эмоциональную возбудимость, даже их безумства (Васенька из «Старшего сына»), их по­ этичность (Валентина - «Прошлым летом в Чулимске»), большое челове­ ческое и гражданское мужество (Шаманов - «Прошлым летом в Чулим­ ске»). Это любимые герои Вампилова, и они никогда не бывают одиноки. Они находят друг друга в потоке житейской суеты, они спасают друг друга от возможных ошибочных шагов. «Безумцы» всегда вместе и в прямом смысле этого слова (это люди одной семьи, влюблённые, друзья), и в пере­ носном: уже само осознание того, что в мире есть такие же «ненормаль­ ные», окрыляет героев («Прощание в июне», «Прошлым летом в Чулим­ ске»). С «ненормальными» и «безумцами» сталкиваются у Вампилова его главные, мучимые острым чувством неудовлетворённости герои. Сложив­ шиеся обстоятельства часто предлагают им сделку с «нормальными», су­ лящую мещанское благополучие, лёгкую жизнь, сомнительную наживу и т.д. Вампилов всегда ставит героя перед проблемой нравственного выбо­ ра. Но содержание этого выбора в пьесах Вампилова неоднозначно. Так, в первой пьесе «Прощание в июне» главному персонажу Колесову прихо­ дится выбирать между собственным человеческим достоинством, любо­ вью, честью и малодушным тщеславием, подсказывающим ему удобный, но весьма скользкий путь в науку. В этой пьесе нравственная коллизия остра и определённа. После нескольких достаточно выразительных экспо­ зиционных зарисовок университетского и городского быта автор перехо­ дит к чёткому развитию действия, основой которого является нравствен­ ный конфликт чести и бесчестия. От решения этого конфликта во многом зависит судьба героя: его научное будущее, счастье, душевная гармония. В последующих произведениях драматурга нравственные коллизии начинают приобретать несколько иной характер. Они становятся более 22

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz