Иванова, Л. Л. Литературный перекресток : размышления о классике и современности : монография / Людмила Иванова ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2008. –151 с.
душу или, не уловив её, что-то испортить в душе другого человека. Прак тически эти маленькие будничные столкновения окажутся проверкой героя на человечность. Самым выразительным примером такой проверочной си туации может служить сцена выяснения, где и при каких обстоятельствах «правдолюбец» Кудимов видел Сарафанова («Старший сын»). Не случай но, что именно после этой сцены происходит разрыв между Ниной, доче рью Сарафанова, и Кудимовым, спешит выйти из игры Сильва. В то же время эта проверочная ситуация скрепляет отношения между отцом Сара- фановым и всеми его детьми. Аналогичны сцены исповеди «ангела» Хому- това («20 минут с ангелом»), раскаяния Калошина («История с метранпа жем»). Заметим, что проверкой на человечность может служить в пьесах Вампилова не какая-нибудь определённая сцена, а повторяющийся на про тяжении всей пьесы отдельный факт, требующий к себе такого же береж ного, неординарного отношения, например стремление Валентины сбересь палисадник («Прошлым летом в Чулимске»); или отношение к охоте («Утиная охота»). Таким образом, в результате конфликтных столкновений, подготов ленных проверочными ситуациями, происходит «чудо» объединения лю дей (в форме дружбы, любви, взаимной симпатии), согласно их нравствен ным принципам и их внутренней организации, по отношению действую щих лиц к жизненным явлениям, которое основано не столько на логике «здравого смысла» и мещанского понимания благополучия, сколько на та ких, не поддающихся точному определению нюансов чувств, как состра дание, прощение, доброта, сопереживание, понимание. В драматургии Вампилова можно выделить два типа героев, кон фликтующих между собой: «нормальные» и «сумасшедшие». «Нормальные» люди в пьесах драматурга различаются по своему возрасту, социальному положению, темпераменту: от буйного, безудерж ного Пашки («Прошлым летом в Чулимске») до олицетворяющего собой точность, дисциплинированность Кудимова («Старший сын»). Но всех их объединяет одно: им не дано быть человечными, им не дано любить и быть любимыми. Вследствие этого «нормальным» героям Вампилова не дано построить прочных человеческих отношений; у них не складывается дружба, любовь, отношения с родителями. Заметим, что все герои подоб ного рода вступают в очень острые конфликты с так называемыми «сума сшедшими» героями. Их «поединки» зачастую заканчиваются фактиче ской победой «нормальных», они разоблачают-таки лжеца («Старший сын»), силой добиваются ответа на свои любовные домогательства («Про шлым летом в Чулимске»), но моральной победы им не одержать никогда. Такие герои.всегда остаются в одиночестве, они покрываются позором, так как их выгоняют, им отказывают во взаимном чувстве, их вынуждают к отъезду, их презирают. Это закономерный итог их нечуткости, грубой ду 21
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz