Иванова, Л. Л. Литературный перекресток : размышления о классике и современности : монография / Людмила Иванова ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2008. –151 с.

драматургическую традицию, которая требует чёткости и стабильности в определении конфликтующих сторон согласно социальным или нравст­ венным признакам. Первоначально Вампиловым вроде бы задаётся определённая рас­ становка сил в пьесе. Она мотивирована занимаемым положением героев в сложившейся курьёзной коллизии. Зритель, заинтригованный острым сю­ жетным ходом, настраивается на заданный ситуацией конфликт. Этот «ожидаемый» конфликт носит традиционный, зачастую банальный харак­ тер, не сулящий особой психологической сложности. (Конфликт обману­ тых и обманщиков - «Старший сын», конфликт нерадив ого студента и строгого ректора - «Прощание в июне»; конфликт дикарей-обывателей с «ангелом» и т.д.). Ожидается и традиционная развязка драматического действия, но Вампилов обманывает надежды зрительского зала. Подчас совершенно незаметно для зрителя, тонко и умело он обращает союзников во врагов, а врагов в союзников. В результате такой перегруппировки дей­ ствующих лиц события пьесы приобретают необыкновенную и неожидан­ ную нравственную заострённость, и мы лишний раз убеждаемся в том, что конфликт в пьесах Вампилова из внешнего поверхностного переходит в глубинный, психологический. Зритель вынужден серьёзно задуматься, например, о том, почему студент Колесов из лагеря милых положительных сумасбродов переходит в лагерь стяжателей и хапуг («Прощание в июне»); почему «ангел» срав­ нялся с «грешником» («20 минут с ангелом»); почему «обманщика» полю­ били, «правдолюбца» отвергли («Старший сын») и т.д. По ходу развития сюжета происходит выявление нравственности тех или иных персонажей, что и позволяет герою переориентироваться и при­ соединиться к тому лагерю, которому он родственен и к которому ранее не относился. Первоначально персонажи пьесы объединены друг с другом по чисто формальным признакам: сослуживцы, члены одной семьи, соседи по дому, гостинице, общежитию, однокурсники, случайные знакомые. В финалах пьес в результате психологических трансформаций происходит объедине­ ние людей на основе их духовного родства. Заслуживает внимания приём, с помощью которого Вампилову уда­ ётся выяснить либо возможность духовного братства людей, либо невоз­ можность его. Драматург создаёт проверочные конфликтные ситуации внутри центральной коллизии. Они очень будничные и обыкновенные, на первый взгляд, но требуют к себе особого отношения, особой формы пове­ дения: такта, чуткости, внимания. В этих ситуациях есть какой-то особый «нерв», который одни герои улавливают, а другие нет. Этот «нерв» сказы­ вается в особенном эмоциональном настрое какого-либо одного или всех вместе героев, в обнажённости и незащищённости чувств. Это своего рода эмоциональная волна, которую можно поймать и пропустить через свою 20

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz