Иванова, Л. Л. Литературный перекресток : размышления о классике и современности : монография / Людмила Иванова ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2008. –151 с.
драматургическую традицию, которая требует чёткости и стабильности в определении конфликтующих сторон согласно социальным или нравст венным признакам. Первоначально Вампиловым вроде бы задаётся определённая рас становка сил в пьесе. Она мотивирована занимаемым положением героев в сложившейся курьёзной коллизии. Зритель, заинтригованный острым сю жетным ходом, настраивается на заданный ситуацией конфликт. Этот «ожидаемый» конфликт носит традиционный, зачастую банальный харак тер, не сулящий особой психологической сложности. (Конфликт обману тых и обманщиков - «Старший сын», конфликт нерадив ого студента и строгого ректора - «Прощание в июне»; конфликт дикарей-обывателей с «ангелом» и т.д.). Ожидается и традиционная развязка драматического действия, но Вампилов обманывает надежды зрительского зала. Подчас совершенно незаметно для зрителя, тонко и умело он обращает союзников во врагов, а врагов в союзников. В результате такой перегруппировки дей ствующих лиц события пьесы приобретают необыкновенную и неожидан ную нравственную заострённость, и мы лишний раз убеждаемся в том, что конфликт в пьесах Вампилова из внешнего поверхностного переходит в глубинный, психологический. Зритель вынужден серьёзно задуматься, например, о том, почему студент Колесов из лагеря милых положительных сумасбродов переходит в лагерь стяжателей и хапуг («Прощание в июне»); почему «ангел» срав нялся с «грешником» («20 минут с ангелом»); почему «обманщика» полю били, «правдолюбца» отвергли («Старший сын») и т.д. По ходу развития сюжета происходит выявление нравственности тех или иных персонажей, что и позволяет герою переориентироваться и при соединиться к тому лагерю, которому он родственен и к которому ранее не относился. Первоначально персонажи пьесы объединены друг с другом по чисто формальным признакам: сослуживцы, члены одной семьи, соседи по дому, гостинице, общежитию, однокурсники, случайные знакомые. В финалах пьес в результате психологических трансформаций происходит объедине ние людей на основе их духовного родства. Заслуживает внимания приём, с помощью которого Вампилову уда ётся выяснить либо возможность духовного братства людей, либо невоз можность его. Драматург создаёт проверочные конфликтные ситуации внутри центральной коллизии. Они очень будничные и обыкновенные, на первый взгляд, но требуют к себе особого отношения, особой формы пове дения: такта, чуткости, внимания. В этих ситуациях есть какой-то особый «нерв», который одни герои улавливают, а другие нет. Этот «нерв» сказы вается в особенном эмоциональном настрое какого-либо одного или всех вместе героев, в обнажённости и незащищённости чувств. Это своего рода эмоциональная волна, которую можно поймать и пропустить через свою 20
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz