Иванова, Л. Л. Литературный перекресток : размышления о классике и современности : монография / Людмила Иванова ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2008. –151 с.
ние характера, способного к открытому протесту против «провинции» в себе и вне себя? Прежде всего, Вампилов ставит своего героя в положение наблюда теля «нравов» провинции. Мы уже говорили о том, что драматург даёт острые, подчас злые зарисовки провинциального быта в экспозиции своих пьес. Перейдя от экспозиции к развитию основного действия, автор не прекращает исследование образа жизни предместья: напротив, оно стано вится более тщательным. Драматург от выразительных, но моментальных экспозиционных набросков обращается к созданию портретов отдельных провинциалов. В экспозиции ссоры, скандалы, дебоши лишь показаны, а при дальнейшем развитии действия мы более глубоко вникаем в причины конфликтных отношений. Выявляется обилие частых конфликтов открыто или потенциально существующих в начале пьесы, они приобретают силу и находят разрешение в последующих сложившихся обстоятельствах. Важно заметить, что большинство этих частных конфликтов не име ют никакого касательства в личности центрального героя, не связаны с ос новной сюжетной линией, т.е. являются побочными. Они происходят во круг героя, создавая атмосферу, в которой он живёт. Наблюдая эти чужие конфликты, герой волей неволей, хотя бы мысленно встаёт на позицию тех или иных конфликтующих между собой людей. Эта оценка «со стороны», несомненно, в какой-то степени формирует личность центрального дейст вующего лица. Множественность конфликтов исподволь способствует пе рерождению главных персонажей. Нельзя не увидеть, что подобные кон фликты в пьесах Вампилова ассоциативно связаны с основной нравствен ной проблемой, которую должен решить для себя герой. В результате это го конфликтные отношения между другими действующими лицами нахо дят достаточно сильный эмоциональный отклик в душе центрального пер сонажа. (Конфликтные отношения между Машей и Букиным оказывают влияние на характер отношений между главным героем Колесовым и Та ней - «Прощание в июне»; неслучайны постоянные ссоры Дергачёва и Хо роших и разговор Шаманова с Кашкиной о причине этих ссор —«Прошлым летом в Чулимске» и т.д.) Герой в пьесах Вампилова не только наблюдает и оценивает чужие конфликтные отношения, но и сам вступает в контакты и конфликты с ок ружающими. Вампилову свойственно сталкивать своих центральных геро ев почти со всеми участниками происходящих событий. Этот приём по зволяет вглядеться центральному персонажу в широкий круг человеческих характеров, взглядов, мироощущений. Кого выберет герой? Чью веру от вергнет? Чью примет? Поиски близкой души всегда сложны и сопряжены подчас с мучительными раздумьями, разочарованиями. И здесь выявляется ещё один оригинальный и неожиданный приём Вампилова - драматурга. Речь идёт о перегруппировке героев, т.е. перехо де их из одного конфликтующего лагеря в другой. Вампилов нарушает 19
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz