Иванова, Л. Л. Литературный перекресток : размышления о классике и современности : монография / Людмила Иванова ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2008. –151 с.
Таким образом, внешний, движущий сюжетную линию конфликт (герой и его положение в ситуации) у Вампилова оказывается нравственно осложнённым. Здесь и выявляется характерная особенность драматургии Вампило ва, сводящаяся к наличию двух взаимосвязанных планов, двух конфлик тов, где из внешнего сюжетного, неглубокого, действительно развивающе гося по законам водевиля конфликта мы проникаем в сложный, психоло гический, противоречивый мир человеческих отношений. Кстати, психо логический план обосновывает поступки героев, кажущиеся порой каска дом случайностей, необъяснимыми как для некоторых персонажей пьес, так и для некоторых непроницательных зрителей. В критической литера туре этот факт поверхностно сводится к утверждению, что «заботливо вы страиваемая автором кольцевая композиция внутри себя заключает... про извол случайностей, совпадений, разоблачений и нелогичных поступ ков...»1. Однако нельзя не признать, что развлекающие зрителя водевильные по внешнему рисунку моменты (срывы побега Бусыгина из «отчего» дома - «Старший сын»; экстравагантные появления Колесова в доме Реп- никовых - «Прощание в июне»; история с перехваченной запиской - «Про шлым летом в Чулимске» и т.д.) —в первую очередь результат глубоких внутриконфликтных состояний героев. Начиная игру, все последствия которой тяжёлым бременем ответст венности ложатся на его совесть, герой Вампилова властен прекратить или продолжить затеянный «маскарад», но его желание в этой области коррек тируется, помимо его воли, законами нравственности («Старший сын», «Прошлым летом в Чулимске», «Прощание в июне») или безнравственно сти («Провинциальные анекдоты», Утиная охота»). «Исполнение желания» обязывает героя к оценке ситуации не только с точки зрения глубоко чело веческой, так как оказывается, что человек, к сожалению, живёт не по за конам, диктуемым ему совестью, а часто приспосабливается к законам трусливой «житейской» логики, заставляющим его юлить, лгать, мало душничать. Итак, у Вампилова существует стержневой, движущий сюжетную линию конфликт, построенный двупланово: рисуются герой и ситуация, в которую он попадает: и корневой внутренний, сложный психологический конфликт, который можно определить как конфликт героя с его собствен ным образом жизни. Интересны приёмы, с помощью которых драматург осуществляет развитие глубинного психологического конфликта героя с его жизнью. Как драматург заставляет своего героя прийти к осознанию нелепости и «дико сти» существования? Под влиянием каких фактов происходит формирова 1Туровская М. Вампилов и его критика // Сибирь. Альманах. - 1976. -№ 1. - С. 108. 18
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz