Иванова, Л. Л. Литературный перекресток : размышления о классике и современности : монография / Людмила Иванова ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2008. –151 с.

Таким образом, внешний, движущий сюжетную линию конфликт (герой и его положение в ситуации) у Вампилова оказывается нравственно осложнённым. Здесь и выявляется характерная особенность драматургии Вампило­ ва, сводящаяся к наличию двух взаимосвязанных планов, двух конфлик­ тов, где из внешнего сюжетного, неглубокого, действительно развивающе­ гося по законам водевиля конфликта мы проникаем в сложный, психоло­ гический, противоречивый мир человеческих отношений. Кстати, психо­ логический план обосновывает поступки героев, кажущиеся порой каска­ дом случайностей, необъяснимыми как для некоторых персонажей пьес, так и для некоторых непроницательных зрителей. В критической литера­ туре этот факт поверхностно сводится к утверждению, что «заботливо вы­ страиваемая автором кольцевая композиция внутри себя заключает... про­ извол случайностей, совпадений, разоблачений и нелогичных поступ­ ков...»1. Однако нельзя не признать, что развлекающие зрителя водевильные по внешнему рисунку моменты (срывы побега Бусыгина из «отчего» дома - «Старший сын»; экстравагантные появления Колесова в доме Реп- никовых - «Прощание в июне»; история с перехваченной запиской - «Про­ шлым летом в Чулимске» и т.д.) —в первую очередь результат глубоких внутриконфликтных состояний героев. Начиная игру, все последствия которой тяжёлым бременем ответст­ венности ложатся на его совесть, герой Вампилова властен прекратить или продолжить затеянный «маскарад», но его желание в этой области коррек­ тируется, помимо его воли, законами нравственности («Старший сын», «Прошлым летом в Чулимске», «Прощание в июне») или безнравственно­ сти («Провинциальные анекдоты», Утиная охота»). «Исполнение желания» обязывает героя к оценке ситуации не только с точки зрения глубоко чело­ веческой, так как оказывается, что человек, к сожалению, живёт не по за­ конам, диктуемым ему совестью, а часто приспосабливается к законам трусливой «житейской» логики, заставляющим его юлить, лгать, мало­ душничать. Итак, у Вампилова существует стержневой, движущий сюжетную линию конфликт, построенный двупланово: рисуются герой и ситуация, в которую он попадает: и корневой внутренний, сложный психологический конфликт, который можно определить как конфликт героя с его собствен­ ным образом жизни. Интересны приёмы, с помощью которых драматург осуществляет развитие глубинного психологического конфликта героя с его жизнью. Как драматург заставляет своего героя прийти к осознанию нелепости и «дико­ сти» существования? Под влиянием каких фактов происходит формирова­ 1Туровская М. Вампилов и его критика // Сибирь. Альманах. - 1976. -№ 1. - С. 108. 18

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz