Иванова, Л. Л. Литературный перекресток : размышления о классике и современности : монография / Людмила Иванова ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2008. –151 с.

та»); запирают на ключ в своём доме зашедшего проститься «на минуточ­ ку» молодого учителя («Дом окнами в поле»); выкрикивают в открытое настежь окно мольбы о помощи, на которую, конечно же, не надеются («Провинциальные анекдоты»). Каждая такая «игра» - всегда результат достаточно сложного психо­ логического состояния героев (обида, разочарование, оскорбление, чувство мести). Так, в словах Бусыгина («Старший сын»), обращённых к Васеньке: «...Люди должны доверять друг другу, известно тебе это?»1—безусловно, есть как доля позёрства, так и доля горечи. Герои Вампилова как бы созна­ тельно хотят изменить характер отношений людей друг с другом, заранее на это не надеясь. В результате складывается центральная ситуация «чуда» (или «исполнения желания»), в недрах которой получит своё развитие цен­ тральный конфликт пьесы. Итак, герой вполне закономерно, но вместе с тем неожиданно для себя и зрителя попадает в нелепое положение, противоречащее всем дово­ дам рассудка. С этого момента начинается развитие основного драматиче­ ского действия, водевильного по внешнему рисунку, но глубокого по сво­ ей внутренней сущности. Природа конфликта, являющегося рычагом этого действия, А. Демидовым объясняется следующим образом: «Персонажи Вампилова своеобразно вступают в конфликт с сюжетом, предложенным им драматургом. В этом диалектическом единоборстве героя с сюжетом - одна из главных особенностей художественной манеры драматурга»2. С этим замечанием можно согласиться, если учесть, что ситуация, в которую попадает герой, курьёзна, поэтому первое естественное стремление героя сводится к тому, чтобы как можно скорее выйти из начатой им самим же игры. Но нам представляется, что возникший конфликт может быть более точно определён как конфликт героя со своим психологическим состояни­ ем, вызванным нелепостью положения в сложившихся крайне авантюрных обстоятельствах. Центральная ситуация «чуда» у Вампилова всегда носит двойствен­ ный характер в силу того, что замешана она на сознательной лжи одного героя, а воспринимается большинством действующих лиц как правда, по­ чему участники честно проявляют себя в данных условиях «игры», обна­ жая при этом свою человеческую суть самым искренним образом. Такая двойственность, с одной стороны, заинтриговывает зрителя, а с другой — служит осложнению нравственной коллизии, так как один герой постоянно чувствует на себе бремя лжи, а другие, не подозревая обмана, ведут себя честно и естественно. г— _ _____ ____ I Обязательный I областной экземпляр 1 Вампилов А. Избранное. - М.: Искусство, 1975. - С. 87. 2 Демидов А. Заметки о драматургии Вампилова // Театр. - 1974. - № 3. - С. 66. 17

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz