Иванова, Л. Л. Литературный перекресток : размышления о классике и современности : монография / Людмила Иванова ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2008. –151 с.
та»); запирают на ключ в своём доме зашедшего проститься «на минуточ ку» молодого учителя («Дом окнами в поле»); выкрикивают в открытое настежь окно мольбы о помощи, на которую, конечно же, не надеются («Провинциальные анекдоты»). Каждая такая «игра» - всегда результат достаточно сложного психо логического состояния героев (обида, разочарование, оскорбление, чувство мести). Так, в словах Бусыгина («Старший сын»), обращённых к Васеньке: «...Люди должны доверять друг другу, известно тебе это?»1—безусловно, есть как доля позёрства, так и доля горечи. Герои Вампилова как бы созна тельно хотят изменить характер отношений людей друг с другом, заранее на это не надеясь. В результате складывается центральная ситуация «чуда» (или «исполнения желания»), в недрах которой получит своё развитие цен тральный конфликт пьесы. Итак, герой вполне закономерно, но вместе с тем неожиданно для себя и зрителя попадает в нелепое положение, противоречащее всем дово дам рассудка. С этого момента начинается развитие основного драматиче ского действия, водевильного по внешнему рисунку, но глубокого по сво ей внутренней сущности. Природа конфликта, являющегося рычагом этого действия, А. Демидовым объясняется следующим образом: «Персонажи Вампилова своеобразно вступают в конфликт с сюжетом, предложенным им драматургом. В этом диалектическом единоборстве героя с сюжетом - одна из главных особенностей художественной манеры драматурга»2. С этим замечанием можно согласиться, если учесть, что ситуация, в которую попадает герой, курьёзна, поэтому первое естественное стремление героя сводится к тому, чтобы как можно скорее выйти из начатой им самим же игры. Но нам представляется, что возникший конфликт может быть более точно определён как конфликт героя со своим психологическим состояни ем, вызванным нелепостью положения в сложившихся крайне авантюрных обстоятельствах. Центральная ситуация «чуда» у Вампилова всегда носит двойствен ный характер в силу того, что замешана она на сознательной лжи одного героя, а воспринимается большинством действующих лиц как правда, по чему участники честно проявляют себя в данных условиях «игры», обна жая при этом свою человеческую суть самым искренним образом. Такая двойственность, с одной стороны, заинтриговывает зрителя, а с другой — служит осложнению нравственной коллизии, так как один герой постоянно чувствует на себе бремя лжи, а другие, не подозревая обмана, ведут себя честно и естественно. г— _ _____ ____ I Обязательный I областной экземпляр 1 Вампилов А. Избранное. - М.: Искусство, 1975. - С. 87. 2 Демидов А. Заметки о драматургии Вампилова // Театр. - 1974. - № 3. - С. 66. 17
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz