Иванова, Л. Л. Литературный перекресток : размышления о классике и современности : монография / Людмила Иванова ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2008. –151 с.
главных своих героев, которые всегда оказываются как бы жертвами про винциальной дикости и застоя. От столь конфликтной экспозиции трудно ожидать доброго развития дальнейших событий. Но Вампилов всякий раз обманывает настроенных на пессимизм и иронию героев и зрителей. Весь дальнейший ход развития сюжета как бы «опрокидывает» кажущиеся неоспоримыми экспозицион ные выводы. Заметим: то, что произойдёт с героями в дальнейших событи ях пьесы, всегда противоположно по результатам тому, что произошло с ними в её начале. Приятелям Бусыгину и Сильве сначала отказали в ночле ге, а потом пустили в чужой дом «как родных» («Старший сын»); коман дированным отказали в денежной помощи - потом дали сто рублей «про сто так» («Провинциальные анекдоты»); Колесова исключают из универ ситета, а позже предлагают поступление в аспирантуру (!) («Прощание в июне») и т.д. В произведениях Вампилова как бы происходит «чудо»: совершается то, чего, по всей житейской логике, по всем доводам «здравого смысла», быть не может. Справедливо замечает К. Рудницкий: «Каждая пьеса вы страивалась как остроумная гипотеза, которая может быть подтверждена или опровергнута...»1. Действительно, в пьесах Вампилова всегда возникает ситуация, на первый взгляд, нелепая, крайне случайная, из ряда вон выходящая. Но именно она и служит опровержением заданной в начале произведения те мы застойных «диких» провинциальных отношений. Да и случайность возникновения этой нелепой ситуации —мнимая. «Чудо» подготовлено всем предшествующим ходом развития действия, психологически мотиви ровано им. Уже в экспозиции, в силу создавшихся обстоятельств, чувствуя обиду, разочарование, раздражение, герои вполне сознательно, хотя иногда и запасаясь определённой долей иронии, идут на ситуацию, которая ока жется центральной в структуре пьесы. Так, все главное в произведениях Вампилова начинается как бы несерьёзно, с игры, но ошибочно было бы видеть в этом приёме лишь водевильное начало, некий драматургический пустячок. Справедливо замечает К. Рудницкий: «Пьесы Вампилова нередко начинаются как водевили... но потом в них происходит сдвиг, надлом, они наполняются новым, непомерно важным, непереносимо серьёзным для во девиля смыслом»2. Розыгрыши у Вампилова, действительно, имеют место в каждой пье се: герои вынужденно разыгрывают из себя «старших братьев», «ангелов», «сумасшедших», «уставших», «мертвецов» и т.д. Они устраивают «забав ные шуточки»: приносят на дом приятелю траурный венок («Утиная охо 1 Рудницкий К. По ту сторону вымысла. Заметки о драматургии А. Вампилова // Вопросы литературы. - 1976. - № 10. - С. 74. 2 Там же. - С. 33-34. 16
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz