Иванова, Л. Л. Литературный перекресток : размышления о классике и современности : монография / Людмила Иванова ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2008. –151 с.

ся втянутыми в ситуацию острой зависимости от окружающих их людей. Заметим, что эти «окружающие их люди» тоже почти всегда случайны: со­ седи по гостинице или общежитию, жители городка, посетители кафе и т.д. Возникает потребность человека в помощи другого человека, причём речь здесь идёт о самом обыденном: пустить на ночлег, дать деньги в долг, по­ мочь советом и т.д. Согласимся, что такие ситуации зависимости одного человека от других ежедневно возникают в потоке будничных дел. Слу­ чайно возникшие обстоятельства требует от героев наладить контакты с окружающими людьми, что в большинстве пьес Вампилова приводит к острым межличностным конфликтам, которые вскрывают законы и проти­ воречия «провинциальной» среды, и, в конечном счете, к серьёзному кон­ фликту героя с этой средой. Так, жильцы боятся впустить в дом подозри­ тельных молодых людей («Старший сын»); отказывают в помощи обан­ кротившимся командированным («20 минут с ангелом»); не находит уча­ стия у людей хлопочущий о пенсии старик («Прошлым летом в Чулим- ске»)... Очевидно то, что случай в начале пьесы вскрывает глубину, тра­ диционность и закономерность человеческих отношений в целом. Однако конфликт героя со средой, намеченный автором в экспози­ ции, не находит в ней своего разрешения, как, впрочем, и в дальнейшем тексте пьесы. Это связано с тем, что конфликтность человеческих отноше­ ний в «провинции» никого из героев не удивляет. Это привычная форма поведения, подчинённая логике распространённых, к сожалению, житей­ ских законов типа «моя хата с краю», «моё дело сторона» и т.д. Повторяе­ мость, будничность бытовых конфликтов и, что хуже того, психологиче­ ская готовность к ним настораживают автора. Вампилов озабочен и несо- противляемостью людей по отношению к результатам конфликтных отно­ шений в «провинции». Здесь важно заметить, что экспозиционный кон­ фликт героя с окружающей средой всегда вызывает в герое чувство воз­ мущения, которое, однако, чрезвычайно быстро сменяется лишь ирониче­ ским резонёрством о том, что «у людей толстая кожа и пробить её не так- то просто» («Старший сын»)1. Имеют место и такие горькие выводы: «Биться головой об стену - пусть этим занимаются другие» («Прошлым летом в Чулимске»)2 или: «...С вами по-хорошему —вы не понимаете, на­ чинаешь с вами по закону - вы в бутылку...» («История с метранпажем»)3. Таким образом, в экспозиции Вампилов наводит зрителя на серьёз­ ные размышления о характере человеческих отношений в быту, где ситуа­ ция стычки, ссоры, скандалы, хамство, дебоширство, подозрительность и трусость становятся привычной нормой семейных и общественных отно­ шений. В экспозиции он акцентирует внимание на образе жизни и мыслей 1 Вампилов А. Избранное. - М.: Искусство, 1975. - С. 82. 2 Там же. - С. 336. 3 Там же. - С. 258. 15

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz