Иванова, Л. Л. Литературный перекресток : размышления о классике и современности : монография / Людмила Иванова ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2008. –151 с.
Однако действие, совершаемое героями под влиянием вышеупомя нутых начальных событий, не становится основой главного в идейно художественном смысле конфликта произведения, как ждёт этого зритель. Оно оказывается лишь завязкой экспозиционного конфликта, наличие ко торого - одна из характерных особенностей драматургии Вампилова. Его функция заключается в том, что он способствует наиболее точной вырази тельной зарисовке провинциальной действительности, раскрывая её глу бинную сущность. Таким образом, экспозиция в пьесах Вампилова носит действенный характер, даже содержит в себе конфликт. В этом существенное отличие от традиционной экспозиции, основная роль которой - плавная обрисовка действительности, введение в предлагаемые драматургом обстоятельства. В связи с определением специфики экспозиционного конфликта не обходимо выяснить, что вкладывает драматург в понятие «провинция». На этот счёт в критической литературе существуют различные точки зрения. Например, А. Демидов пишет: «...Так называемый провинциальный быт почти нигде не становился у Вампилова объектом иронии или сатиры. Я бы сказал даже, что драматург отчасти поэтизировал этот провинциальный быт, который для него сложными порой путями ассоциировался с образом естественной самоуглублённости жизни»1. Критик обнаруживает в «про винции» Вампилова «атмосферу покоя, тишины, лишенной обычной суеты большого города»2, которая даёт героям «возможность переосмысления, пересмотра своих поступков... как сфера творчества, созидания»3. Такой взгляд на быт в пьесах Вампилова представляется нам прин ципиально неверным. В «провинции» драматург видел прежде всего со средоточие пошлости, отдалённость от культуры (и духовной, и семейной, и общественных отношений). «Провинция» для Вампилова —предмет му чительных раздумий о смысле человеческого бытия. Она представляет большую опасность для человека, создавая для него все условия для «рас творения в суете», для стандартизации личности, утраты главного в жизни. Наверное, самую точную характеристику провинциального бытия даёт ге рой «Провинциальных анекдотов» скрипач Базильский: «В этом городе никто, кроме старух и вундеркиндов, не посещает концертов. А интелли гентные люди, вместо того чтобы заботиться о культуре, пьют водку и ста раются во что бы то ни стало удивить белый свет»4. Экспозиционные зари совки с наличествующими в них бытовыми конфликтами, к сожалению, подтверждают такой вывод. Экспозиционные конфликты всегда вызваны случайным стечением обстоятельств, что принципиально важно. Герои волею случая оказывают 1 Демидов А. Заметки о драматургии А. Вампилова // Театр. - 1974. - № 3. - С. 64. 2 Там же. J Там же. 4 Вампилов А. Избранное. - М.: Искусство, 1975. - С. 303. 14
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz