Иванова, Л. Л. Литературный перекресток : размышления о классике и современности : монография / Людмила Иванова ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2008. –151 с.
ния «провинциальной» жизни. Однако «провинция» финала внутренне из менена только что произошедшими в пьесе событиями. По данной конструкции построено большинство пьес Вампилова («Провинциальные анекдоты», «Дом окнами в поле», «Старший сын», «Прощание в июне»). Последняя пьеса драматурга «Прошлым летом в Чу- лимске» при всём внешнем отклонении от стабильной схемы всё-таки дуб лирует её в некоторых частных моментах, отдельных намёках. Обратимся к тексту названной пьесы. Огрубленно развитие сюжета представляется так: жизнь Чулимска показана через конфликтные, но весьма привычные для всех отношения его жителей. Наибольшее внимание зрителя акценти руется на образе жизни и мысли следователя Шаманова (у него стойкие «пенсионные» настроения) и буфетчицы Валентины. Событие, создающее центральную ситуацию (признание Валентины в любви к Шаманову), про исходит внезапно, хотя вполне закономерно: Валентина давно любит Ша манова, а он давно, хотя и неосознанно «мучается» собой, ищет доказа тельств собственной жизнеспособности. Все последующие события осве щены неожиданно возникшим обстоятельством взаимного интереса героев друг к другу. В финале пьесы ситуация, породившая основную коллизию, в силу произошедших полных драматизма событий, снимается. Отношения между Валентиной и Шамановым не могут возникнуть вновь вследствие психологических причин. После снятия ситуации —восстановление обыч ного хода действительности. Но утро нового дня, внешне так похожее на предыдущее, полно другим, противоположным внутренним содержанием. Итак, архитектоника пьес Вампилова явно тяготеет к некоему одно му принципу организации сюжета. Встаёт вопрос: как в данной относи тельно стабильной конструкции строятся драматургом её отдельные части: экспозиция, завязка, развитие действия с кульминацией, развязка. Оказы вается, что и здесь мы можем обнаружить некоторые закономерности вам- пиловской манеры письма. При анализе текста создаётся ложное впечатление, что драматург во обще не склонен к созданию экспозиции, так как все его пьесы начинаются событием, которое уже является первым звеном в развитии сюжетной ли нии. Это в первые мгновения действия произошедшее событие ставит ге роев перед необходимостью совершения решительных поступков: прияте лям отказали в приюте провожаемые ими девушки, и вот они вынуждены искать ночлег в совсем незнакомом для них городе («Старший сын»); у страстного болельщика испортился радиоприёмник, вследствие этого он оказывается в позднее время в чужом женском (!) номере гостиницы и во избежание неприятностей вынужден обхитрить строгого администратора гостиницы («История с метранпажем»); здравствующему человеку на дом принесли траурный венок, свидетельствующий, якобы, о кончине этого человека; это печальное обстоятельство является поводом к раздумью ге роя о своей жизни («Утиная охота») и т.д. 13
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz