Иванова, Л. Л. Литературный перекресток : размышления о классике и современности : монография / Людмила Иванова ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2008. –151 с.

ния «провинциальной» жизни. Однако «провинция» финала внутренне из­ менена только что произошедшими в пьесе событиями. По данной конструкции построено большинство пьес Вампилова («Провинциальные анекдоты», «Дом окнами в поле», «Старший сын», «Прощание в июне»). Последняя пьеса драматурга «Прошлым летом в Чу- лимске» при всём внешнем отклонении от стабильной схемы всё-таки дуб­ лирует её в некоторых частных моментах, отдельных намёках. Обратимся к тексту названной пьесы. Огрубленно развитие сюжета представляется так: жизнь Чулимска показана через конфликтные, но весьма привычные для всех отношения его жителей. Наибольшее внимание зрителя акценти­ руется на образе жизни и мысли следователя Шаманова (у него стойкие «пенсионные» настроения) и буфетчицы Валентины. Событие, создающее центральную ситуацию (признание Валентины в любви к Шаманову), про­ исходит внезапно, хотя вполне закономерно: Валентина давно любит Ша­ манова, а он давно, хотя и неосознанно «мучается» собой, ищет доказа­ тельств собственной жизнеспособности. Все последующие события осве­ щены неожиданно возникшим обстоятельством взаимного интереса героев друг к другу. В финале пьесы ситуация, породившая основную коллизию, в силу произошедших полных драматизма событий, снимается. Отношения между Валентиной и Шамановым не могут возникнуть вновь вследствие психологических причин. После снятия ситуации —восстановление обыч­ ного хода действительности. Но утро нового дня, внешне так похожее на предыдущее, полно другим, противоположным внутренним содержанием. Итак, архитектоника пьес Вампилова явно тяготеет к некоему одно­ му принципу организации сюжета. Встаёт вопрос: как в данной относи­ тельно стабильной конструкции строятся драматургом её отдельные части: экспозиция, завязка, развитие действия с кульминацией, развязка. Оказы­ вается, что и здесь мы можем обнаружить некоторые закономерности вам- пиловской манеры письма. При анализе текста создаётся ложное впечатление, что драматург во­ обще не склонен к созданию экспозиции, так как все его пьесы начинаются событием, которое уже является первым звеном в развитии сюжетной ли­ нии. Это в первые мгновения действия произошедшее событие ставит ге­ роев перед необходимостью совершения решительных поступков: прияте­ лям отказали в приюте провожаемые ими девушки, и вот они вынуждены искать ночлег в совсем незнакомом для них городе («Старший сын»); у страстного болельщика испортился радиоприёмник, вследствие этого он оказывается в позднее время в чужом женском (!) номере гостиницы и во избежание неприятностей вынужден обхитрить строгого администратора гостиницы («История с метранпажем»); здравствующему человеку на дом принесли траурный венок, свидетельствующий, якобы, о кончине этого человека; это печальное обстоятельство является поводом к раздумью ге­ роя о своей жизни («Утиная охота») и т.д. 13

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz