Иванова, Л. Л. Литературный перекресток : размышления о классике и современности : монография / Людмила Иванова ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2008. –151 с.

Не правда ли, филолог при желании может усмотреть в этой полу- частушке ассоциативную связь с размышлениями о смысле жизни Аркадия Свидригайлова («Преступление и наказание»), отзвуки иронических песен о «баньке» Владимира Высоцкого?.. Что же произойдет - забудь Манька баньку? Скорее всего, помимо воли и «Манек», и «Петек», и даже Татарских случится высвобождение сознания от всякого рода «ложного знания». Не об этом ли написан один из лучших романов Пелевина «Чапаев и Пустота»? Сознание, впрочем, не долго будет пребывать в блаженном состоя­ нии вакуума. Уже очень скоро оно заполнится тем, что способно дать че­ ловеку хотя бы малейшую иллюзию осмысленного существования. Вспом­ ним, что герой последнего романа Пелевина («ДДП Из Ниоткуда в Нику­ да») всерьез интересуется кабалистикой и всецело зависит от случайно по­ павших в поле зрения цифр. Мало-помалу к жителям прежнего СССР придут иные смыслы. Иное знание. А со вчерашним —учебно-традиционным содержанием (историче­ ским, нравственным, духовным) —новое поколение героев (и, похоже, са­ мих писателей) рвет безоговорочно. Классическое содержание и пробужденный им пафос постепенно выйдут из употребления? Изучение культурного наследия станет уделом узкого круга специалистов? Классика станет объектом пошловатой паро­ дии? Пока это только вопросы. Идет борьба. Но предисловие к последнему роману Пелевина настораживающе: Товарищ, тырь. Товарищ, верь. За дурью дурь. За дверью дверь. Здесь и сейчас пройдет за час. Потом опять теперь. Семь бед —один переворот. За кедом кед. За годом год. . И только глупый не поймет. Что все наоборот... В нем - горькая ирония человека, окончательно потерявшего вектор движения - смысл жизни. Он уже даже не в свободе. Не удовлетворяет на­ слаждение миром «здесь и сейчас». Неужели сознание тоскует по искрен­ нему желанию во что-нибудь свято и безоговорочно верить? Не в цифры - в Добро и Зло, Жизнь и Смерть, Правду и Ложь... Да, пафос (вернее, доверие к нему) сменился в нашей литературе иронией. Далее путь, как известно из практики литературы начала века (Блок, Белый, Сологуб...), лежит непосредственно к Смерти. Помните в «творимой легенде»? «Пришла великая царица Ирония... и сняла... покро­ вы, один за другим. Обнажилась великая печаль, неизбежная противоре­ чивость всякого мира, роковое тождество совершенных противополож­ и в

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz