Иванова, Л. Л. Литературный перекресток : размышления о классике и современности : монография / Людмила Иванова ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2008. –151 с.
обязан». Сложнее и даже как-то загадочнее для некоторых «школяров» звучало лермонтовское признание в «странной любви» к своей многостра дальной и «нищей» родине. Пафос русской поэзии (включая щедринское «Люблю отчизну до бо ли сердечной...» в советскую эпоху был с лихвой поддержан знаменитым евтушенковским: «Поэт в России больше, чем поэт». Пафос бережно, как факел с вечным огнем, передавался из поколе ния в поколение. И вдруг... Вместо пламени возник... едкий дым. Весьма раздражающий прежде всего маститых школьных учителей. (Как оценить, допустим, антипафос созданного Пелевиным для юношества «Омон Ра»?) Потом и дым развеял ся. Пафос стал мало-помалу подвергаться иронии. Потом и вовсе раство рился в пустоте (идеологической, в том числе). И сегодня полноценный - традиционный, узнаваемый предыдущими поколениями советских людей пафос практически не возможен. Рискну высказать мнение, что отечественная литература от откровенного цинизма, допустим, позднего Сорокина вряд ли что-нибудь существенное приобре тает. Гораздо продуктивнее промежуточный - иронический период, когда в ткани произведения одновременно существовали как бы два пласта куль туры - еще пафосный и уже лишенный оного - «реальный». От соотноше ния этих качеств сознания рождались в голове читателя и горькие мысли, И необъяснимая тревога, и душевная боль. Но... Ирония Виктора Ерофеева («Жизнь с идиотом»), Татьяны Толстой («Кысь»), Андрея Битова требует особого истолкования подтекста и потому излишне «грузит» массового читателя. В ходу все более развлекательные бестселлеры. В них нет про зрения. Они не обогащают. Писателям все чаще дают понять, что время, якобы, не зовет их в на ставники, поводыри. Люди преспокойно обходятся без «золотого Слова, со слезами смешанного». Но какой в итоге может стать страна? Люди, лишенные потребности в Слове - традиционном, пророческом, живом? Такую страну и таких людей нам показывает Виктор Пелевин. При чем практически в формах «критического реализма». Те, кого он изобра жает (далеко не интеллигенты в последнем «ДПП»), с восторгом узнают себя. Интеллигенция, впрочем, тоже черпает из пелевинских бестселлеров важную информацию, позволяющую ей так или иначе самой идентифици роваться в современном мире. «Высоколобым», как правило, адресованы у Пелевина предисловия. В них - ироничных и ернических, на первый взгляд, - точно передана атмосфера времени. Из них вполне вычитывается некий «прогноз» на будущее. Какая же всех нас ожидает «жизнь духа» в одной отдельно взятой стране - России постперестроечной. Согласитесь, как многое было уже объяснено профессиональным филологам в «Предисловии» к роману «Поколение “ГГ”». Помните? Ге 141
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz