Иванова, Л. Л. Литературный перекресток : размышления о классике и современности : монография / Людмила Иванова ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2008. –151 с.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ КЛАССИКА: ПРИТЯЖЕНИЕ И ОТТАЛКИВАНИЕ Культура остается только в виде па­ мятников, контурами которых служит раз­ рушение. Памятнику суждено вечная жизнь, он бессмертен лишь потому, что погибло все, что его окружало. В этом смысле я спокоен за нашу культуру - она уже была. Ее - нет. А. Битов «Пушкинский дом» - Вы очень строго относитесь к совре­ менной литературе. Но пишутся же теперь и хорошие книги. —Я все хорошие книги раньше прочел, - заявил Передонов. - Не стану же я читать того, что теперь сочиняют. Володин смотрел на Передонова с ува­ жением. Ф. Сологуб «Мелкий бес» Не покидает в последнее время одна тревога не уподобиться бы Ар­ чибальду Борисовичу, не перестать бы идти в ногу со временем. Как не по­ терять «чутья настоящей минуты»? Не обольститься бы прошлым, оставив без должного внимания созревающие плоды сегодняшнего... Тема нашей конференции обозначена как «Классика и современность: традиции, актуальность, новаторство...». Что поставить во главу угла? В ка­ кой мере соотнести преходящее и вечное, закостеневшее и нарождающееся? Традиция и авангард по сути существовали всегда. Очевидна диа­ лектика старого и нового. Так стоит ли ломиться в открытые двери? Про­ шлое без настоящего не имеет смысла. От сравнения «века нынешнего» (середина XX-XXI веков), неста­ бильного, корявого, раздерганного с «веком минувшим» (XIX) - более или менее внятным, упорядоченным, логичным (таким, во всяком случае, он предстает в учебниках по литературе) - первый вряд ли выиграет. Скорее, напугает. То ли кажущейся скудостью содержания, то ли шокирующей оригинальностью формы... Но непохожесть «нового» на «старое» - норма в искусстве. Не секрет, что каждый настоящий писатель, сегодня воспри­ нимающийся как строгий классик, в свое время лихо разрушал сложив­ шиеся каноны. Воспитанная на романтизме публика не спешила принять ни «Евгения Онегина», ни «Повести Белкина» Пушкина. Только что не в испуге отшатывался «сентиментальный» читатель от излишне откровен­ ных «кровавых» романов Достоевского. Скандально, не без шумных про­ валов прорывались на сцену столичных театров пьесы Чехова. А сколько 138

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz