Иванова, Л. Л. Литературный перекресток : размышления о классике и современности : монография / Людмила Иванова ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2008. –151 с.
сти серьёзного исследования характера творческой индивидуальности ху дожника. Наименее разработанной в критике представляется нам проблема природы драматургического конфликта. Исследование же сути конфликта необходимо, так как именно оно поможет более точному определению идейных и эстетических взглядов художника, выявит основные законы развития «театра Вампилова». В критической литературе почти нет работ, специально посвящённых проблеме конфликта. Статья Н. Антипьева «Злой добрый человек. Конфликт в драматургии А. Вампилова» носит об щий характер исследования проблематики отдельных пьес драматурга1. Работа М. Громовой «Пьесы А. Вампилова: “Провинциальные анекдоты” и “Утиная охота” (к вопросу о конфликте)»2 также не выявляет сути драма тургического конфликта у Вампилова. Некоторые критики лишь касаются проблемы конфликта. Так, К. Рудницкий в своей интересной и многоас пектной статье «По ту сторону вымысла Заметки о драматургии Вампило ва» затрагивает вопрос о характере драматургического противоречия в творчестве писателя, указывает на нравственную сферу его возникновения и развития3. Отдельные интересные замечания о сути конфликта находим мы в статьях А. Демидова, И. Шайтанова, В. Сахарова, Ю. Смелкова4. На мнение тех или иных исследователей мы будем указывать по хо ду наших рассуждений. Пьесы Вампилова привлекают к себе внимание особым способом ор ганизации сюжета. Можно даже говорить о некой стабильной схеме по строения вампиловских произведений. Она, несомненно, варьируется из пьесы в пьесу, но по сути своего значения остаётся неизменной. Схема может быть представлена следующим образом: а) зарисовки «провинци альной» жизни, осложнённой будничными неприятностями (достаточно острыми, но непривычными в среде «провинции»); б) закономерно выте кающая из этих неприятностей, но неожиданная для зрителя, острая, неле пая ситуация; в) подробный психологический анализ поведения дейст вующих лиц, участвующих в этой ситуации; г) снятие ситуации и восста новление привычного, зачастую по внешней форме первоначального тече 1 Антипьев Н. Злой добрый человек. Конфликт в драматургии А. Вампилова // Сибирь. - 1976. - № 5. - С. 90-97. 2 Громова М. Пьесы А. Вампилова: “Провинциальные анекдоты” и “Утиная охота” (к вопросу о конфликте) // Проблемы советской литературы. Метод, жанр, характер. - М., 1978. - Вып. 1. - С . 128-141. 3 Рудницкий К. По ту сторону вымысла. Заметки о драматургии А. Вампилова // Вопросы литературы. - 1976. - № 10. - С. 28-75. 4 Демидов А. Заметки о драматургии А. Вампилова // Театр. - 1974. - № 3. - С. 63-72; Шайтанов И. Четыре варианта одной проблемы // Сибирские огни. - 1974. - № 7. - С. 136-150; Сахаров В. Театр Вампилова (о творчестве драматурга) // Наш совре менник. - 1976. - № 3. - С. 179-184; Смелков Ю. Театр Вампилова // Литературное обозрение. - 1975. - № 3. - С. 92-96. 12
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz