Иванова, Л. Л. Литературный перекресток : размышления о классике и современности : монография / Людмила Иванова ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2008. –151 с.

традицией соотносить своё эгоистическое «я» со всенародной точкой зре­ ния Пелевин? Радикально обошёлся. Не сказать, чтобы проигнорировал оконча­ тельно, но акценты расставил весьма нестандартно. Его интересует живу­ честь русского хамства. Сквозным символом непотопляемого невежества становятся в романе фигуры Жербунова и Барболина. Они и матросы Балтфлота, и санитары психбольницы № 17. Есть в их лицах заштампован­ ная русской литературой узнаваемость. Посмотришь на этих носителей на­ родного «самосознания», и кажется, что «вот есть где-то большой и зага­ дочный мир, и сколько в нём непонятного и влекущего, и не то, что всерь­ ёз надеешься туда попасть, а просто тянет иногда помечтать о несбыточ­ ном». Воссоединиться же с Жербуновым и Барболиным духовному чело­ веку не только невозможно, но и опасно. У них своя, раз и навсегда данная им функция: репрессивно-охранительная. Они, как и все оболваненные пропагандой «красные ткачи», только марионетки, управляемые опытны­ ми кукловодами, любителями фигурной лепки из послушного воска. Из века в век разного толка «птицы-говоруны» внушают им то, что они что-то значат в Истории, а потом бессовестно бросают на амбразуры. Пелевин, как и все мы, исторически принадлежащие к судьбе «красных ткачей», ис­ пытывает горечь от того, «что все эти обманутые с детства люди» никогда не очеловечатся, останутся только средством достижения другими полити­ ческих целей. Ничем не лучше участи рядовых революционных матросиков участь современных Колянов и Шуриков. Их удел —беспрестанно ругаться (слова, кроме матерного, им не дано), пить горькую, дуреть от наркотических гри­ бов. Всероссийское мельтешение даже не людей, а просто «крохотных корчущихся существ» напоминает трагедию горящего муравейника. И не­ кому объяснить этим несчастным тайну и печаль их пребывания в мире. До них нет никому дела, и жизнь их по-своему (и совсем не в буддистском смысле) проходит как будто во сне. Сон - главная метафора романа Пелевина «Чапаев и Пустота». Сны выполняют сюжетную и композиционную функцию. В снах беспрестанно разговаривают обитатели палаты умалишённых. Во сне Пётр Пустота на­ ходит ответы на смутно тревожащие его душу вопросы. Сон —наше про­ шлое, настоящее и будущее. Снова, как во времена Блока, Россия ощуща­ ется поэтами как зачарованная спящая красавица. Когда она в очередной раз проснётся? И тут уж, как любили говорить чеховские «три сестры»: «Если бы знать, если бы знать...». 137

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz