Иванова, Л. Л. Литературный перекресток : размышления о классике и современности : монография / Людмила Иванова ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2008. –151 с.

Подобное в русской литературе, опять же надо признать, бывало. Особенно в поэзии. И всё на том же рубеже веков. Вспоминается творчест­ во Осипа Мандельштама. Трудно утверждать, что Пелевин полностью совпадает с автором «Камня» концептуально, но нельзя не заметить откро­ венного цитирования из него в «Чапаеве». Так, в одном из провинциаль­ ных разговоров Петьки с Василием Ивановичем упомянута строчка (прав­ да, без кавычек) из Мандельштама. Она о том, что смерть приходит к тому, кто считает себя «настоящим» (то есть, рассуждая в логике пелевинского романа, до конца оформившимся). У Мандельштама в цитируемом стихо­ творении замечательно говорится о том, что лучше всего на свете «забыть» «своё ненужное “я”» и, «несозданный мир лелея», лишь «блуждать» в «иг­ рушечной чаще», где «мгновенный ритм —только случай, неожиданный Аквилон». «Он подымет облако пыли, зашуршит бумажной листвой, и со­ всем не вернётся или он вернётся совсем другой». Эти строчки справедли­ во могут послужить эпиграфом ко всем блужданиям во сне и наяву совре­ менного поэта (с декадентской родословной). Не зря до него с некоторым трудом, но всё-таки доходят речи Чапаева о том, что «всё на свете —только водоворот мыслей, и мир вокруг нас делается реальным только потому, что ты становишься этим водоворотом сам. Только потому, что ты знаешь». Герои Пелевина лелеют желание не возвращаться туда, о чём они уже имеют представление. Или вернуться другими. Какими? Просветлён­ ными. Заметим, что просветление принципиально отличается от Просве­ щения. Последнее ориентируется на энциклопедичность знаний. Просвет­ ление же предполагает постичь «ничто» как «сущностную пустоту всех вещей —беспредельную, открытую, ясную и лучезарную». Именно в ней, согласно учению Будды, «прошлое, настоящее и будущее соединяются в момент Просветления» (учитель Дзен). Позиции прямо противоположные. На их полярности, похоже, и зиждется нынешний конфликт поколений. Традиционно настроенные «реалисты» обращены к поискам смысла ко­ нечной жизни, они озабочены судьбой временной формы, всячески описы­ вают и поддерживают её. Устремлённые к свету неоромантики уповают на Нирвану, неизречённое блаженство, даруемое человеку Абсолютом Любви. Как вновь не процитировать Осипа Мандельштама: Я так же беден, как природа, Я так же прост, как небеса, И призрачна моя свобода. Как птиц полночных голоса. Я вижу месяц бездыханный И небо мертвенней холста. Твой мир, болезненный и странный, Я принимаю, пустота! Пётр из пелевинского бестселлера ощутил пустоту немного иначе, но суть происходящего та же: освобождение от лишнего. Герой прыгает вслед 134

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz