Иванова, Л. Л. Литературный перекресток : размышления о классике и современности : монография / Людмила Иванова ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2008. –151 с.
Подобное в русской литературе, опять же надо признать, бывало. Особенно в поэзии. И всё на том же рубеже веков. Вспоминается творчест во Осипа Мандельштама. Трудно утверждать, что Пелевин полностью совпадает с автором «Камня» концептуально, но нельзя не заметить откро венного цитирования из него в «Чапаеве». Так, в одном из провинциаль ных разговоров Петьки с Василием Ивановичем упомянута строчка (прав да, без кавычек) из Мандельштама. Она о том, что смерть приходит к тому, кто считает себя «настоящим» (то есть, рассуждая в логике пелевинского романа, до конца оформившимся). У Мандельштама в цитируемом стихо творении замечательно говорится о том, что лучше всего на свете «забыть» «своё ненужное “я”» и, «несозданный мир лелея», лишь «блуждать» в «иг рушечной чаще», где «мгновенный ритм —только случай, неожиданный Аквилон». «Он подымет облако пыли, зашуршит бумажной листвой, и со всем не вернётся или он вернётся совсем другой». Эти строчки справедли во могут послужить эпиграфом ко всем блужданиям во сне и наяву совре менного поэта (с декадентской родословной). Не зря до него с некоторым трудом, но всё-таки доходят речи Чапаева о том, что «всё на свете —только водоворот мыслей, и мир вокруг нас делается реальным только потому, что ты становишься этим водоворотом сам. Только потому, что ты знаешь». Герои Пелевина лелеют желание не возвращаться туда, о чём они уже имеют представление. Или вернуться другими. Какими? Просветлён ными. Заметим, что просветление принципиально отличается от Просве щения. Последнее ориентируется на энциклопедичность знаний. Просвет ление же предполагает постичь «ничто» как «сущностную пустоту всех вещей —беспредельную, открытую, ясную и лучезарную». Именно в ней, согласно учению Будды, «прошлое, настоящее и будущее соединяются в момент Просветления» (учитель Дзен). Позиции прямо противоположные. На их полярности, похоже, и зиждется нынешний конфликт поколений. Традиционно настроенные «реалисты» обращены к поискам смысла ко нечной жизни, они озабочены судьбой временной формы, всячески описы вают и поддерживают её. Устремлённые к свету неоромантики уповают на Нирвану, неизречённое блаженство, даруемое человеку Абсолютом Любви. Как вновь не процитировать Осипа Мандельштама: Я так же беден, как природа, Я так же прост, как небеса, И призрачна моя свобода. Как птиц полночных голоса. Я вижу месяц бездыханный И небо мертвенней холста. Твой мир, болезненный и странный, Я принимаю, пустота! Пётр из пелевинского бестселлера ощутил пустоту немного иначе, но суть происходящего та же: освобождение от лишнего. Герой прыгает вслед 134
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz