Иванова, Л. Л. Литературный перекресток : размышления о классике и современности : монография / Людмила Иванова ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2008. –151 с.
ничто». Таковы выводы интеллектуальных усилий Котовского. Чапаев идёт в своей философии дальше. Он полагает, что и воска нет. Это трудно рационально осмыслить. Особенно человеку, воспитанному в материали стической традиции. Вот и Петька тоже не сразу всё понимает, его раздра жают и почти унижают на первый взгляд кажущиеся схоластическими споры с Учителем. Но во время разговора «посреди горящего дома», окру жённого рассвирепевшими красными ткачами, до Петра вдруг доходит, что свобода —это «освобождение от всего, что строит ум», и называется она «не знаю»! Откровения Чапаева: о свободе от какого-либо конкретного знания, о реке Абсолютной любви, в которой растворяется твоё эгоистическое «я» и ты начинаешь принадлежать миру, - носят ярко выраженный буддистский характер. Об этом догадывается сегодня любой более или менее «продви нутый» старшеклассник. (Волна увлечения восточными религиями прошла по стране именно в перестроечный период. Молодые люди оказались ин теллектуально (не скажу духовно - в этом парадокс явления) готовыми, осознав ложь идеологической политики «развитого социализма», уйти в поиски истины совсем иного —религиозного толка. Ничего сверхъестест венного не произошло. Просто на новом витке осознания людьми самих себя вновь проступили романтические идеалы и ориентиры. Нужно отме тить, что романтизм этот не агрессивен по сути, он указывает путь туда, где Любовь и Покой. Современный человек испытал потребность измениться самому и тем самым изменить мир. Это не могло не найти своего отражения в лите ратуре. У представителей новой, постмодернистической волны российских писателей наметилась тенденция разрыва со всем прежним накопленным отечественной культурой опытом. Писателей и читателей стали раздражать готовые истины, не подкре плённые религиозным чувством. В России наметился очередной виток «базаровщины». Правда, со знаком «наоборот». Истосковавшаяся по ис кренности молодёжь искала уже не позитивного знания, а... зияющей пус тоты, позволяющей человеку быть безучастным ко всему творящемуся во круг. Не находиться внутри общественного потока, не плыть ни по тече нию, ни против него, оставаться равнодушным к устоявшимся в сознании представлениям о добре и зле - вот что становится привлекательным для новой генерации людей. Но вернёмся к сюжету. Герой романа «Чапаев и Пустота», не без помощи, конечно, методи ки лечения Тимура Тимуровича, избавился от грозящих ему действитель ным сумасшествием комплексов. Пётр выписался из дома умалишённых, то есть отошёл от приверженности «знанию», ощутив жизнь как единый непрекращающийся миг блаженства. Такие, как Пустота, под влиянием та ких, как Чапаев, научились жить вечно, разгадали формулу бессмертия. 133
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz