Иванова, Л. Л. Литературный перекресток : размышления о классике и современности : монография / Людмила Иванова ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2008. –151 с.

ничто». Таковы выводы интеллектуальных усилий Котовского. Чапаев идёт в своей философии дальше. Он полагает, что и воска нет. Это трудно рационально осмыслить. Особенно человеку, воспитанному в материали­ стической традиции. Вот и Петька тоже не сразу всё понимает, его раздра­ жают и почти унижают на первый взгляд кажущиеся схоластическими споры с Учителем. Но во время разговора «посреди горящего дома», окру­ жённого рассвирепевшими красными ткачами, до Петра вдруг доходит, что свобода —это «освобождение от всего, что строит ум», и называется она «не знаю»! Откровения Чапаева: о свободе от какого-либо конкретного знания, о реке Абсолютной любви, в которой растворяется твоё эгоистическое «я» и ты начинаешь принадлежать миру, - носят ярко выраженный буддистский характер. Об этом догадывается сегодня любой более или менее «продви­ нутый» старшеклассник. (Волна увлечения восточными религиями прошла по стране именно в перестроечный период. Молодые люди оказались ин­ теллектуально (не скажу духовно - в этом парадокс явления) готовыми, осознав ложь идеологической политики «развитого социализма», уйти в поиски истины совсем иного —религиозного толка. Ничего сверхъестест­ венного не произошло. Просто на новом витке осознания людьми самих себя вновь проступили романтические идеалы и ориентиры. Нужно отме­ тить, что романтизм этот не агрессивен по сути, он указывает путь туда, где Любовь и Покой. Современный человек испытал потребность измениться самому и тем самым изменить мир. Это не могло не найти своего отражения в лите­ ратуре. У представителей новой, постмодернистической волны российских писателей наметилась тенденция разрыва со всем прежним накопленным отечественной культурой опытом. Писателей и читателей стали раздражать готовые истины, не подкре­ плённые религиозным чувством. В России наметился очередной виток «базаровщины». Правда, со знаком «наоборот». Истосковавшаяся по ис­ кренности молодёжь искала уже не позитивного знания, а... зияющей пус­ тоты, позволяющей человеку быть безучастным ко всему творящемуся во­ круг. Не находиться внутри общественного потока, не плыть ни по тече­ нию, ни против него, оставаться равнодушным к устоявшимся в сознании представлениям о добре и зле - вот что становится привлекательным для новой генерации людей. Но вернёмся к сюжету. Герой романа «Чапаев и Пустота», не без помощи, конечно, методи­ ки лечения Тимура Тимуровича, избавился от грозящих ему действитель­ ным сумасшествием комплексов. Пётр выписался из дома умалишённых, то есть отошёл от приверженности «знанию», ощутив жизнь как единый непрекращающийся миг блаженства. Такие, как Пустота, под влиянием та­ ких, как Чапаев, научились жить вечно, разгадали формулу бессмертия. 133

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz