Иванова, Л. Л. Литературный перекресток : размышления о классике и современности : монография / Людмила Иванова ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2008. –151 с.

выводом. У Чапаева иные взгляды на всё, хотя и к ним со временем, на­ верно, можно привыкнуть, и они рано или поздно начнут раздражать и на­ скучат. Но пока —в стремительно стремящейся к свободе атмосфере «пере­ строечного периода» —Чапаев нов, свеж и оригинален. В самом замысле романа есть некий кураж: Пелевин выбирает для своего персонажа имя героя Гражданской войны. И это, конечно, не слу­ чайно. Писатель умело играет на путанице впечатлений и представлений, возникающей в головах как читателей, так и заблудившегося между 19 и 93 гг. Петьки Пустоты. Кто есть кто? Начнём по порядку. Впервые в романе Чапаев появляется... под му­ зыку гениального Моцарта. Петру снится, что он - Пётр - находится на ле­ стничной площадке «дома номер восемь по Тверской» и из квартиры, где вчера был убит бывший Петькин приятель, энкеведешник Эрнен, доносит­ ся замечательная фортепьянная музыка. Исполняемая невидимым пиани­ стом, она кажется герою нечеловеческой, фантастической: в ней проступа­ ет «метафорическая невозможность самоубийства - не его греховность, а именно невозможность». Слушая Моцарта, Пётр на мгновение почувство­ вал себя лишь одним из летящих звуков и пожалел о том, что «никому и никогда не удастся услышать свою симфонию целиком». Пианистом оказался «человек в чёрной гимнастёрке»: на вид ему было лет пятьдесят, «у него были загнуты вверх усы и лёгкая седина на висках < ...> глаза его были закрыты, словно весь он ушёл в музыку». Не­ знакомец представился Василием Ивановичем Чапаевым, и имя это ничего не сказало лишённому исторической памяти, пребывающему в ситуации революционного времени юноше. О легендарном Чапае знает только чита­ тель. На его долю и выпадает главное удивление: наблюдать за метамор­ фозами именитого персонажа. Перевоплощений, меняющихся буквально на глазах личин и обликов комбрига в романе достаточно. Чапаев предста­ ёт перед Петькой то изысканным русским аристократом, неторопливо обе­ дающим в отдельном вагоне поезда, сплошь набитого едущими на фронт «красными ткачами», то пропахшим самогоном и луком грубоватым руба­ кой, между делом философствующим о высоких материях... Чапаев то со­ бран, как струна, то расхристан. Неизменными остаются, пожалуй, только усы да возложенная на его плечи некая высокая миссия: при всех обстоя­ тельствах он будет оставаться и восприниматься окружающими как клю­ чевая в государственной и духовно-мистической иерархии фигура. Так что же скрыто за ним? Прежде всего, миф о Чапае. О герое крас­ но-белой войны в России написан достаточно скучный роман Фурманова, поставлен пользующийся грандиозным успехом фильм братьев Василье­ вых с Бабочкиным в главной роли, создано немало политически заострён­ ных анекдотов. Кажется, никто в нашей стране не сомневается в том, что Чапаев был. Но так ли это? Что о нём достоверно известно? Информация, идущая из фильма и книг, прямо скажем, противоречивая. Чапаев у Фур­ 131

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz