Иванова, Л. Л. Литературный перекресток : размышления о классике и современности : монография / Людмила Иванова ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2008. –151 с.

МНСы находились в заблуждении даже относительно отечественной исто­ рии. Пётр Пустота как раз и является жертвой подобных заблуждений. Он, как и всё его поколение, исторически дизориентирован. Выученная (да и то весьма наспех) по школьным учебникам история перепуталась в голове. Самым нелепым образом переплелись в сознании факты и герои войн и ре­ волюций. Пётр Пустота в своих фантастических снах блуждает во времени и пространстве, потеряв всякие реальные представления о своём «я». Кто он? В какой стране прошла его молодость? Что он знает наверняка? Что ему только снится? Герой запутался. И это немудрено. Герои русской ли­ тературы всегда терялись в самоопределении, испытывали сложности с самоидентификацией. Их принято называть «лишними». В силу склада своего ума, склонности к рефлексии они, как правило, рано или поздно становятся неадекватными действительности. Их принимают за людей «не в себе», да и сами они сомневаются в душевном здоровье, испытывая яв­ ный дискомфорт в общении с «нормальными», здравомыслящими членами социума. Вот и Пётр Пустота с детства ни с кем не может «Мыслить в ре­ зонанс», ему «трудно разобраться в вихре гамм и красок внутренней про­ тиворечивой жизни». Тимур Тимурович видит причину психического не­ дуга в том, что молодой человек принадлежит к тому поколению, которое «было запрограммировано в одной социально-культурной парадигме, а оказалось совершенно в другой». Это, безусловно, многое объясняет. Но Пустота не равен всему своему поколению. Он, скорее всего, исключение из него. Поэт, он привык мыслить и излагать свои мысли метафорически, доверяя при этом прежде всего своей интуиции. Он талантлив. От таланта не излечиваются. С талантом продолжают жить, пытаясь найти ему - талан­ ту - должное выражение (иногда, идя на поводу у властей, применение). Блуждания «в снах» не заканчиваются для Пустоты выздоровлением. Тимур Тимурович, что называется, поспешил с выпиской нестандартного пациента. Пётр лишь утвердился в поэтическом мироощущении! Но теперь ему легче разобраться в происходящем с ним и вокруг него. В будущем уроки явившегося ему во снах Чапаева не пройдут даром. Петька научится секретам любви, покоя и самого бессмертия. Выписавшись из дома ума­ лишённых, он в силах отличить преходящее от вечного, перестать тратить силы и энергию на преодоление ложных препятствий, усвоение ложных представлений. Пустота обретает Путь, ведущий его к истине. Он без тени сожаления покидает нео-Москву, принявшую наипошлейшие перестроеч­ ные формы, и отправляется на поиск тех людей, которые примут его как поэта и брата. Прогресс его духовного развития в том, что он не станет се­ бя более ни с кем идентифицировать. И прежде всего Пётр разорвёт связь самого себя с русской интеллигенцией, всем ходом истории обречённой на душевные и интеллектуальные страдания, на поиск своего «места под солнцем», на исполнение просветительского предназначения. Пустота дру­ 129

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz