Иванова, Л. Л. Литературный перекресток : размышления о классике и современности : монография / Людмила Иванова ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2008. –151 с.

исходя из своих наркотических видений. Родится виртуальная Вселенная Котовского, ничего общего не имеющая с реальной страной. Благо жизнь всегда оказывается чуть мудрее своих «авторов», но она заметно искажа­ ется под их влиянием, приобретая иногда фантастические формы самого настоящего «потока дерьма». Именно так и произошло в одном из остро­ умных произведений Пелевина «Девятый сон Веры Павловны». В его сю­ жете зеркально отражено все то, что произошло с нашей многострадальной страной за время «перестройки» середины 80-х - конца 90-х гг. Героиня рассказа, некая Верочка, уборщица одного из уличных московских туале­ тов, по неосторожной подсказке своей подруги-«коллеги» Маняши взялась за «управление миром» с помощью изменения своего осознания. Когда из­ меняемся мы - изменяется мир? Вот Верочка и «заказала» на первый слу­ чай самое простое: хочу, дескать, чтобы повсюду (в туалете, то есть) меня окружали картины и музыка! И что бы вы думали? Согласно Верочкиной мечте о прекрасном, мир стал бешено меняться у нее (и у всех) на глазах! Произошли, прямо скажем, кардинальные социальные изменения. В стране началась «перестройка»! Простой туалет преобразовался в платный. На стенах, действительно, появились репродукции известных картин, зазвуча­ ла музыка. Дальше —больше... Верочкина жизнь, на первый взгляд, улуч­ шалась день ото дня. Она перестала много и неблагодарно трудиться, уборка занимала все меньше времени. Туалет мало-помалу превратился в коммерческий магазинчик: в нем торговали различным импортным барах­ лом и косметикой. Одно плохо —туалетный запах не выветривался! Сущ­ ность первоначального помещения давала о себе знать. К тому же мир ста­ новился все более неуправляемым. Где кроется ошибка «творения»? Она в том, что Верочка, пре­ льстившись «тайной», забыла о «смысле». И еще (по мнению ее в итоге ею же убитой топором по голове подруги Маняши) следует учесть, что, «ко­ нечно, с одной стороны, мы действительно создаем все вокруг, но с другой— мы сами просто отражения того, что нас окружает. Поэтому любая инди­ видуальная судьба в любой стране —это метафорическое повторение того, что происходит со страной, а то, что происходит со страной, складывается из тысяч отдельных жизней». Но Вере недосуг вслушиваться в эти речи. Она не в силах осмыслить происходящее. И потому становится жертвой когда-то невинного желания облагородить «картинами и музыкой» туалет. В «отходную яму» превращается целый мир! Грязные зловонные воды не­ сут Верочку по бывшей Тверской! Зацепившись за купол Центрального те­ леграфа, горе-фантазерша наблюдает новый вариант «конца света». На ум приходят пафосные строки Александра Блока: «Блажен, кто посетил сей мир в его минуты роковые...» Пелевин явно, как принято говорить сегодня в среде молодежи, стебается. Картина современного Апокалипсиса уж больно вонюча! Но катастрофа все-таки не может не встревожить. Речь идет об очередной гибели очередной «формы» России: Советского Союза. 124

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz