Иванова, Л. Л. Литературный перекресток : размышления о классике и современности : монография / Людмила Иванова ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2008. –151 с.

ее? Мертвого, по мнению Пелевина, на земле (и конкретно в его родной стране) больше чем достаточно. Нежизненно все, что так или иначе оста­ новилось в своем развитии. Мертвеют отжившие свое вещи; дряхлеют те­ лом, душой и сознанием люди; теряют живость когда-то казавшиеся ост­ роумными мысли... Это понятно. Об этом еще Гоголь много и талантливо написал. Но Пелевин в своих раздумьях о «живом и мертвом» заходит не­ привычно для русского менталитета далеко. Рискуя показаться кощунст­ венным, он ставит знак «трупности» на культуре и ее величайших предста­ вителях. Пушкине, например. С гениальным Поэтом прошлого у Пелевина отношения складываются весьма напряженно. Преждевременно думать, что современный автор наотрез отказывается от влияния Пушкина. Нет. Оно, влияние, безусловно, существует, но носит чаще всего мертвенно­ цитатный характер. Пушкин для Пелевина —«мардонг», то есть «мертвец», мертвостью которого восхищаются «мардонгисты» с Николаем Антоно­ вым во главе (рассказ «Мардонги»). Чем поклоняться давно утратившим власть над жизнью гениям, не лучше ли прислушаться к живым? Пелевин из тех, кто не зашоривает свой ум уже готовыми цитатами из поборника «тайной свободы». Он бесстрашно порывается в свою современность (как когда-то, заметим к слову, Пушкин прорывался в свою). К «старикам», ка­ ким был для Александра Сергеевича, например, Державин, важно сохра­ нить почтение, но творчески их необходимо преодолеть и по возможности превзойти. Вот уж поистине уместно вспомнить: «Победителю ученику - от побежденного учителя». Но говорить об этом —отчасти ломиться в от­ крытые ворота. Пелевин расставил в традиционной для русской литерату­ ры темы «сбрасывания с парохода современности» предельно жесткие ак­ центы. Похоже, он не намерен «возвращаться» к Пушкину так, как вернул­ ся к нему в «Юбилейном» некогда разорвавший с классикой Маяковский. Вновь обратимся к сюжету иносказательной притчи «Жизнь и приключе­ ния Сарая XXII». Смирение с бочкой внутри своего сарайного чрева не стало окончательной точкой его духовной биографии. Случай помог изба­ виться от тягостного чувства «протухлости». Случился пожар, и душа Са­ рая XXII вознеслась к небу в виде светящейся велосипедной точки. Вело­ сипед, новенький и блестящий, с «молодых ногтей» был для Сарая симво­ лом свободы и скорости, главной мечтой. Вот она и осуществилась: Сарай как бы воспарил надо всеми! А бочка, между тем, обгорела, но в пожаре выстояла, и скоро она займет свое новое место в другом подсобном поме­ щении... Пелевин не впервые напомнил нам о том, что измениться по- настоящему может только сделавший свой выбор в пользу свободы сам человек. Мир же навряд ли переродится, он всегда будет узнаваем в своих привычных формах и очертаниях. И мало-помалу жизнь людей станет на­ поминать жизнь насекомых. Все в этой жизни станет раз и навсегда понят­ но и упорядочено. Муравьям достанется муравьиное, мухам - мушиное... Своя высота полета у комаров и у стрекоз. 121

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz