Иванова, Л. Л. Литературный перекресток : размышления о классике и современности : монография / Людмила Иванова ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2008. –151 с.

молодежь посвящала себя более конкретным социально-политическим планам и деяниям: воевали, строили, разрушали... В литературу советско­ го периода прочно вошел герой-труженик, не знакомый с интеллигентской рефлексией. Индивидуалисты, склонные к раздумью и страданию, были обречены на «перевоспитание коллективом» (от «Педагогической поэмы» Макаренко - к «Чести» Медынского). Однако в период хрущевской отте­ пели в литературном обиходе (Розов, Аксенов) вновь появились «мальчи­ ки», поражавшие окружающих нестандартностью взглядов, честностью поведения. Главным в них было их «я», не желающее мириться с «тихим омутом» советского мещанства. Они тоже искали справедливости, правды, искренности чувств. Только поиски эти велись уже на атеистической со­ ветской почве. Идеалом для молодежи из пьес, допустим, Розова становит­ ся скорее «Кодекс строителей коммунизма», воспринятый ими как призыв к действию, свод честных законов морали и нравственности. 60-е гг. поро­ дили романтиков-мечтателей, устремленных в «коммунистическое дале­ ко». Напомним, что идеалистов поджидал кризис: на первых витках наби­ равшей силу к концу этого десятилетия эры застоя «русские мальчики» в очередной раз остались ни с чем и заметно растерялись. Их судьбы не реа­ лизовались так, как первоначально задумывалось. Ставшие сорокалетни­ ми, бывшие поборники честности коротали век «затейниками» с гитарой наперевес, втихоря попивали водочку и, увы, уже ничего не могли изме­ нить. Это «горькое» резюме зафиксировано и поздним Розовым («Затей­ ник», «Традиционный сбор» идр.), и ранним Вампиловым («Старший сын», «Прощание в июне»). Новомодные «мальчики» в свои неполные восемна­ дцать уже более трезво смотрели на жизнь вокруг и не гнушались весьма сомнительных компромиссов с совестью. Из таких вот беспринципных приспособленцев с остаточным явлением совести и выросла впечатляющая фигура Виктора Зилова из вампиловской «Утиной охоты». Но Зилов инте­ ресен не столько своей вопиющей безнравственностью, сколько немым, не находящим себе полноценного словесного выражения страданием. В нем, в неразвитом, зародышевом состоянии живет душа, стремящаяся к гармо­ нии и свободе. Этот человек запутался в ощущениях, желаниях, обстоя­ тельствах. Он не знает даже самого себя и лишь интуитивно догадывается о ценности мира и жизни в целом. Существовать так, как существует Зи­ лов, действительно опасно и бессмысленно. Его проблема в том, что ему никогда не предлагалось настоящего выбора. Он не чувствовал себя кем-то определенным. Скверный работник, лгущий муж, легкомысленный друг. Зилову, как и всем «заложникам» застоя, кем-то сверху навязывался образ жизни. Ни круга общения, ни профессии он по-настоящему не выбирал. По­ этому работа легко переходит в халтуру, дружеские связи непрочны, семья готова развалиться в любую минуту. Герой приобретает черты антигероя, он привычно лжет, по сути «прожигает» жизнь, лишь смутно догадываясь о возможности любви, покоя, счастья. Персонажи предперестроечной совет­ 119

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz