Иванова, Л. Л. Литературный перекресток : размышления о классике и современности : монография / Людмила Иванова ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2008. –151 с.
просто сдуру прыгают с крыши вниз головой —в какую-нибудь речушку. И об их судьбе, естественно, никто ничего не знает. Пелевин, как мы видим, создает вполне выразительные метафоры и аллегории. При этом он не без иронии относится ко всем допустимым внутри поезда (внутри системы) попыткам обретения свободы. Его не уст раивает ни один компромиссный или половинчатый вариант. Свобода не может быть ни тайной, ни ущербной. Она может быть только полной! С этой мыслью Пелевин и его герои, похоже, не расстанутся уже никогда (вспомним Петра Пустоту из «Чапаева», его категоричный уход в Урал). Андрей из «Желтой стрелы» тоже идет до конца. Он внимательно изучает и сам состав, и то, что проносится за окнами нигде и никогда не останав ливающегося поезда. Сознание героя отчасти начинает путать сон с явью, но Андрей обретает-таки желанное освобождение. Поезд внезапно оста навливается. Герой достает из кармана безучастного к жизни проводника ключ и открывает им вагонную дверь. Свободен! Поезд остановился тогда, когда герой оказался к этому готов внутренне. Андрей вышел из состава, везущего его к Разрушенному Мосту так же, как Петр Пустота вышел из психиатрической больницы № 17. Что будет с молодыми людьми дальше? Это уже совсем другая история. Пелевин проиллюстрировал нам сам мо мент выбора персонажем свободы. Молодые герои пелевинских повестей, рассказов и романов продол жают судьбоносную линию русских «мальчиков», которые со времен Дос тоевского мучительно задумывались над коллизиями своей внутренней жизни, пробиваясь к самим себе, открывая в душе и сознании «темные омуты» чувств и мыслей. Молодое поколение в России всегда находилось либо в «пассивно-страдательном», либо в активно-революционном, разру- шительно-созидательном состоянии. «Мальчики», будь то атеисты Досто евского или интеллигенты Чехова, либо неудачно бунтовали, либо глухо страдали от невозможности реализации себя в науке, искусстве. Прожить жизнь впустую - не для русского темперамента, однако все благие намере ния в России рано или поздно терпят фиаско. И причина тому - дисгармо ничность стремлений и возможностей. Молодых людей не спешат понять и принять, толкая на путь одиночества, где часто смерть становится избави телем от грядущих, все более и более горьких разочарований (таковы Ру- дин, Базаров, Треплев, Раскольников). Герои Пелевина несут на себе неко торый отблеск общей страдательной «русской судьбы»: они тоже не прочь порыться в самих себе и подыскать соответствующие своему умонастрое нию теории. Но, в отличие, скажем, от персонажей Достоевского, в пеле винских «мальчиках» нет душевного сверхнадлома: для него ведь нужна серьезная умозрительная почва. Ею в прошлом веке стало повсеместное наступление атеизма, кризис религиозного миропонимания. Целое поколе ние прощалось, если можно так выразиться, с Богом, отдаваясь во власть греха, теории и соблазна идей сверхчеловеческого всевластия. В XX веке 118
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz