Иванова, Л. Л. Литературный перекресток : размышления о классике и современности : монография / Людмила Иванова ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2008. –151 с.

просто сдуру прыгают с крыши вниз головой —в какую-нибудь речушку. И об их судьбе, естественно, никто ничего не знает. Пелевин, как мы видим, создает вполне выразительные метафоры и аллегории. При этом он не без иронии относится ко всем допустимым внутри поезда (внутри системы) попыткам обретения свободы. Его не уст­ раивает ни один компромиссный или половинчатый вариант. Свобода не может быть ни тайной, ни ущербной. Она может быть только полной! С этой мыслью Пелевин и его герои, похоже, не расстанутся уже никогда (вспомним Петра Пустоту из «Чапаева», его категоричный уход в Урал). Андрей из «Желтой стрелы» тоже идет до конца. Он внимательно изучает и сам состав, и то, что проносится за окнами нигде и никогда не останав­ ливающегося поезда. Сознание героя отчасти начинает путать сон с явью, но Андрей обретает-таки желанное освобождение. Поезд внезапно оста­ навливается. Герой достает из кармана безучастного к жизни проводника ключ и открывает им вагонную дверь. Свободен! Поезд остановился тогда, когда герой оказался к этому готов внутренне. Андрей вышел из состава, везущего его к Разрушенному Мосту так же, как Петр Пустота вышел из психиатрической больницы № 17. Что будет с молодыми людьми дальше? Это уже совсем другая история. Пелевин проиллюстрировал нам сам мо­ мент выбора персонажем свободы. Молодые герои пелевинских повестей, рассказов и романов продол­ жают судьбоносную линию русских «мальчиков», которые со времен Дос­ тоевского мучительно задумывались над коллизиями своей внутренней жизни, пробиваясь к самим себе, открывая в душе и сознании «темные омуты» чувств и мыслей. Молодое поколение в России всегда находилось либо в «пассивно-страдательном», либо в активно-революционном, разру- шительно-созидательном состоянии. «Мальчики», будь то атеисты Досто­ евского или интеллигенты Чехова, либо неудачно бунтовали, либо глухо страдали от невозможности реализации себя в науке, искусстве. Прожить жизнь впустую - не для русского темперамента, однако все благие намере­ ния в России рано или поздно терпят фиаско. И причина тому - дисгармо­ ничность стремлений и возможностей. Молодых людей не спешат понять и принять, толкая на путь одиночества, где часто смерть становится избави­ телем от грядущих, все более и более горьких разочарований (таковы Ру- дин, Базаров, Треплев, Раскольников). Герои Пелевина несут на себе неко­ торый отблеск общей страдательной «русской судьбы»: они тоже не прочь порыться в самих себе и подыскать соответствующие своему умонастрое­ нию теории. Но, в отличие, скажем, от персонажей Достоевского, в пеле­ винских «мальчиках» нет душевного сверхнадлома: для него ведь нужна серьезная умозрительная почва. Ею в прошлом веке стало повсеместное наступление атеизма, кризис религиозного миропонимания. Целое поколе­ ние прощалось, если можно так выразиться, с Богом, отдаваясь во власть греха, теории и соблазна идей сверхчеловеческого всевластия. В XX веке 118

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz