Иванова, Л. Л. Литературный перекресток : размышления о классике и современности : монография / Людмила Иванова ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2008. –151 с.
«стукача» Ландратова вернуть его в русло задания. Убедившись в нелепо сти и жестокой подтасовке происходящего, Ра изо всех сил устремляется к свободе и оказывается в... московском метро. Мир, как это чаще всего происходит в произведениях Пелевина, совсем не изменился. Знак его по стоянства—суповой набор, торчащий из авоськи «заезженной» бытом жен щины, случайной пассажирки метро. Мир остается в рамках привычного, измениться может лишь один человек... Омону Ра суждено понять то, что не позволит ему заблуждаться относительно того, как «честные и чистые души» служат самым главным государственным целям. Он стал собой! Тему становления человека самим собой продолжают многие произве дения Виктора Пелевина. Наиболее последовательно и красноречиво она вы ражена в повести «Желтая стрела». Ее вполне можно назвать философской, хотя иногда думается, что «Стрела» —лишь художественная иллюстрация кдавно уже известной на Западе и даже у нас философии экзистенциализма. «Человек есть лишь то, что он из себя сделает». Вот один из основ ных тезисов упомянутой системы взглядов на жизнь. Чтобы осуществить ся, н еобходимо с овершить с ознательный вы бор меж ду До бром и Зл ом, Тьмой и Светом, отчаянием и надеждой. Как обрести свое «я» среди на пластований чужих оценок, мотивов, настроений, идей? Для этого, по ло гике Пелевина, важно увидеть мир вокруг себя, позволить ему осущест виться, помимо твоей воли. Прежде чем сделать шаг в ту или иную сторо ну, постарайся оказаться как бы «вне потока»! Неосознанная принадлеж ность к чему бы то ни было уже оформляет ум человека, делает его заве домо несвободным. Выбрать, имея в виду полную картину бытия, стоит хотя бы для того, чтобы определиться: «кто я?». Герой повести «Желтая стрела» Андрей отводит отпущенное ему Творцом время на то, что вместе со всеми, большей частью незнакомыми и не интересными ему людьми, в пропитанном насквозь дорожной и житей ской вонью поезде, едет по одному Машинисту ведомому маршруту к Раз рушенному Мосту. Стоит ли много говорить о том, что придуманный Пе левиным сюжет «дороги» метафоричен. В русской литературе немало при меров обращения к образу идущего по рельсам поезда. Вспоминается сразу все: и «Железная дорога» Некрасова, и «На железной дороге» Блока... Нельзя не учесть «Анну Каренину» и «Крейцерову сонату» Толстого; бе гущего за поездом есенинского жеребенка; вагонную давку в «Чевенгуре» Платонова; транзит в эвакуацию у Пастернака в «Докторе Живаго»... Со временная рок-поэзия часто эксплуатирует дорожную символику. Каждый знакомый с творчеством Бориса Гребенщикова школьник уловит непо средственную связь его пронзительных песен про «поезд в огне» с метафо рической структурой пелевинского произведения. С тех пор как появилась железная дорога, писатели и поэты прочно ассоциируют с ней житье-бытье в России: по сути, временно, с бытовой точки зрения не очень удобно, но... и заманчиво, романтично. Главное - с 116
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz