Иванова, Л. Л. Литературный перекресток : размышления о классике и современности : монография / Людмила Иванова ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2008. –151 с.

«стукача» Ландратова вернуть его в русло задания. Убедившись в нелепо­ сти и жестокой подтасовке происходящего, Ра изо всех сил устремляется к свободе и оказывается в... московском метро. Мир, как это чаще всего происходит в произведениях Пелевина, совсем не изменился. Знак его по­ стоянства—суповой набор, торчащий из авоськи «заезженной» бытом жен­ щины, случайной пассажирки метро. Мир остается в рамках привычного, измениться может лишь один человек... Омону Ра суждено понять то, что не позволит ему заблуждаться относительно того, как «честные и чистые души» служат самым главным государственным целям. Он стал собой! Тему становления человека самим собой продолжают многие произве­ дения Виктора Пелевина. Наиболее последовательно и красноречиво она вы­ ражена в повести «Желтая стрела». Ее вполне можно назвать философской, хотя иногда думается, что «Стрела» —лишь художественная иллюстрация кдавно уже известной на Западе и даже у нас философии экзистенциализма. «Человек есть лишь то, что он из себя сделает». Вот один из основ­ ных тезисов упомянутой системы взглядов на жизнь. Чтобы осуществить­ ся, н еобходимо с овершить с ознательный вы бор меж ду До бром и Зл ом, Тьмой и Светом, отчаянием и надеждой. Как обрести свое «я» среди на­ пластований чужих оценок, мотивов, настроений, идей? Для этого, по ло­ гике Пелевина, важно увидеть мир вокруг себя, позволить ему осущест­ виться, помимо твоей воли. Прежде чем сделать шаг в ту или иную сторо­ ну, постарайся оказаться как бы «вне потока»! Неосознанная принадлеж­ ность к чему бы то ни было уже оформляет ум человека, делает его заве­ домо несвободным. Выбрать, имея в виду полную картину бытия, стоит хотя бы для того, чтобы определиться: «кто я?». Герой повести «Желтая стрела» Андрей отводит отпущенное ему Творцом время на то, что вместе со всеми, большей частью незнакомыми и не интересными ему людьми, в пропитанном насквозь дорожной и житей­ ской вонью поезде, едет по одному Машинисту ведомому маршруту к Раз­ рушенному Мосту. Стоит ли много говорить о том, что придуманный Пе­ левиным сюжет «дороги» метафоричен. В русской литературе немало при­ меров обращения к образу идущего по рельсам поезда. Вспоминается сразу все: и «Железная дорога» Некрасова, и «На железной дороге» Блока... Нельзя не учесть «Анну Каренину» и «Крейцерову сонату» Толстого; бе­ гущего за поездом есенинского жеребенка; вагонную давку в «Чевенгуре» Платонова; транзит в эвакуацию у Пастернака в «Докторе Живаго»... Со­ временная рок-поэзия часто эксплуатирует дорожную символику. Каждый знакомый с творчеством Бориса Гребенщикова школьник уловит непо­ средственную связь его пронзительных песен про «поезд в огне» с метафо­ рической структурой пелевинского произведения. С тех пор как появилась железная дорога, писатели и поэты прочно ассоциируют с ней житье-бытье в России: по сути, временно, с бытовой точки зрения не очень удобно, но... и заманчиво, романтично. Главное - с 116

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz